Самостраховка - выход из зависания
Самостраховка - выход из зависания
Внимание! Тема во всех постах постоянно редактируется, чтобы достичь желаемой точности.
--------------------------------------------------------------
Важнейшей особенностью Азиатской школы SRT является техника спуска с самостраховкой зажимами, прежде всего, зажимами "Petzl Ascension" с курком "Рефлекс" или без.
Одним из аргументов противников самостраховки является страх перед зависанием на зажиме - это очень серьезное и справедливое опасение всех, кто не умеет, не владеет техникой выхода из зависания (читайте мою работу "Самостраховка при спуске по веревке: "Идеальная Формула - 1". Мировая история".
viewtopic.php?t=198)
На самом деле выход из зависания на зажиме самостраховки - простейшая техническая операция, не составляющая никакого труда для подготовленного к ней человека.
Начальные требования
Наше снаряжение должно быть подготовлено и отрегулировано:
1) Зажим самостраховки крепится на нашем длинном усе такой длины, что, когда мы повисаем на них всей своей тяжестью, мы должны свободно дотягиваться до кулачка и его фиксатора.
Для установки определенной длины усов следует учесть затягивание узлов весом нашего тела.
Удобны усы на амортизаторе типа "KISA" - в частности легко регулируются (смотри тему "Амортизаторы и автоматическая страховка" viewtopic.php?t=53).
Но только в том случае, если вы не предполагаете вероятности мини-спасательных работ и соло-транспортировки.
2) Возможность дотянуться до зажима достигается регулировкой не только длины уса, но и соответствующим затягиванием беседки.
3) Ваша педаль должна иметь такую длину, чтобы позволить вам вставить ногу (две ноги) в стремя из положения виса на зажиме самостраховки.
4) Для отработки некоторых способов неплохо иметь дополнительное снаряжение: репшнур для прусика, дополнительный зажим со стропой для крепления к ноге - "Basic", "Petzl Pantine".
Но это для любителей коллекций технических приемов - более широкого кругозора Обычный комплект снаряжения Азиан-SRT вполне достаточен для выхода из зависания на самостраховке.
Примечание:
Если мы несем на себе груз - пару мешков, это нормально - выход из зависания должен быть отработан и для такой ситуации.
Но если мы несем на себе человека - для выхода из зависания может потребоваться дополнительное снаряжение и приемы.
Если все начальные требования соблюдены, то можно переходить к отработке выхода из зависания.
==============================
(продолжение следует)
--------------------------------------------------------------
Важнейшей особенностью Азиатской школы SRT является техника спуска с самостраховкой зажимами, прежде всего, зажимами "Petzl Ascension" с курком "Рефлекс" или без.
Одним из аргументов противников самостраховки является страх перед зависанием на зажиме - это очень серьезное и справедливое опасение всех, кто не умеет, не владеет техникой выхода из зависания (читайте мою работу "Самостраховка при спуске по веревке: "Идеальная Формула - 1". Мировая история".
viewtopic.php?t=198)
На самом деле выход из зависания на зажиме самостраховки - простейшая техническая операция, не составляющая никакого труда для подготовленного к ней человека.
Начальные требования
Наше снаряжение должно быть подготовлено и отрегулировано:
1) Зажим самостраховки крепится на нашем длинном усе такой длины, что, когда мы повисаем на них всей своей тяжестью, мы должны свободно дотягиваться до кулачка и его фиксатора.
Для установки определенной длины усов следует учесть затягивание узлов весом нашего тела.
Удобны усы на амортизаторе типа "KISA" - в частности легко регулируются (смотри тему "Амортизаторы и автоматическая страховка" viewtopic.php?t=53).
Но только в том случае, если вы не предполагаете вероятности мини-спасательных работ и соло-транспортировки.
2) Возможность дотянуться до зажима достигается регулировкой не только длины уса, но и соответствующим затягиванием беседки.
3) Ваша педаль должна иметь такую длину, чтобы позволить вам вставить ногу (две ноги) в стремя из положения виса на зажиме самостраховки.
4) Для отработки некоторых способов неплохо иметь дополнительное снаряжение: репшнур для прусика, дополнительный зажим со стропой для крепления к ноге - "Basic", "Petzl Pantine".
Но это для любителей коллекций технических приемов - более широкого кругозора Обычный комплект снаряжения Азиан-SRT вполне достаточен для выхода из зависания на самостраховке.
Примечание:
Если мы несем на себе груз - пару мешков, это нормально - выход из зависания должен быть отработан и для такой ситуации.
Но если мы несем на себе человека - для выхода из зависания может потребоваться дополнительное снаряжение и приемы.
Если все начальные требования соблюдены, то можно переходить к отработке выхода из зависания.
==============================
(продолжение следует)
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 5:28 pm, всего редактировалось 5 раз.
Борисыч
Чтобы выполнить любой маневр на вертикали, надо точно понимать его технический смысл.
Что такое спуск по веревке?
Это значит, что наш вес приложен к веревке с помощью спускового устройства, а зажим самостраховки и его ус - не нагружены.
Что такое зависание на самостраховке?
Это значит, что наш вес теперь приложен к веревке с помощью зажима и уса, а не с помощью спускового устройства, на котором мы только что спускались - теперь оно разгружено.
Что такое выход из зависания?
Это определенная последовательность действий, чтобы перенести наш вес снова на спусковое устройство, разгрузив зажим и ус самостраховки.
Только и всего!
Что такое спуск по веревке?
Это значит, что наш вес приложен к веревке с помощью спускового устройства, а зажим самостраховки и его ус - не нагружены.
Что такое зависание на самостраховке?
Это значит, что наш вес теперь приложен к веревке с помощью зажима и уса, а не с помощью спускового устройства, на котором мы только что спускались - теперь оно разгружено.
Что такое выход из зависания?
Это определенная последовательность действий, чтобы перенести наш вес снова на спусковое устройство, разгрузив зажим и ус самостраховки.
Только и всего!
Борисыч
На выбор способа выхода из зависания влияет несколько факторов, которые наш бортовой анализатор должен быстро безошибочно оценить перед началом любых дальнейших действий:
1) Состояние веревки под нами:
А) Если веревка под нами не закреплена, то это дает возможность использовать всю ее длину ниже нас, чтобы создать опору для ноги.
Б) Если веревка ниже закреплена (ПЗ), то запас веревки под нами ограничен, и его скорее всего хватит только на фиксирование спускового устройства (то есть, использовать рапель непосредственно для опоры едва ли удастся).
2) Характер отвеса в месте зависания
Крутизна (колокол, отвес, наклон) и характер скалы в месте зависания (гладкая или с выступами для опоры - если вообще до нее можно дотянуться).
- Наклонные спуски чаще всего не представляют сложности для выхода из зависания.
- Около стены все маневры выполняются проще, чем в чистом отвесе, где нужна хорошая координация приложения усилий.
3) Наличие необходимого снаряжения
Если мы отправляемся на спуск без полного комплекта снаряжения для спуска-подъема, это сразу накладывает жесткие ограничения на наши возможности ликвидировать возможные проблемы на отвесе.
Простое отсутствие педали, оставленной по легкомыслию (типа, "маршрут-то легкий, подниматься не надо"), уже может сделать нас беспомощными при зависании при определенном стечении обстоятельств.
Не выходите на отвесы без полного снаряжения, какими бы легкими и знакомыми они ни казались!
(несите его хотя бы в сумочке).
Ведь зависание может произойти не только на самострахоке, а и на собственной одежде или волосах, затянутых в спускер, на узле или спутке. Можно просто натолкнуться на поврежденное место веревки, ниже которого спускаться будет опасным. Я уж не говорю о присущей любому уважающему себя человеку постоянной готовности прийти на выручку другому, что без полнокомплектного снаряжения часто просто не получится.
В основе всех наших ошибок и аварий чаще сего лежат самые обычные ЛЕНЬ и САМОУВЕРЕННОСТЬ. Ни то, ни другое до добра не доводят.
1) Состояние веревки под нами:
А) Если веревка под нами не закреплена, то это дает возможность использовать всю ее длину ниже нас, чтобы создать опору для ноги.
Б) Если веревка ниже закреплена (ПЗ), то запас веревки под нами ограничен, и его скорее всего хватит только на фиксирование спускового устройства (то есть, использовать рапель непосредственно для опоры едва ли удастся).
2) Характер отвеса в месте зависания
Крутизна (колокол, отвес, наклон) и характер скалы в месте зависания (гладкая или с выступами для опоры - если вообще до нее можно дотянуться).
- Наклонные спуски чаще всего не представляют сложности для выхода из зависания.
- Около стены все маневры выполняются проще, чем в чистом отвесе, где нужна хорошая координация приложения усилий.
3) Наличие необходимого снаряжения
Если мы отправляемся на спуск без полного комплекта снаряжения для спуска-подъема, это сразу накладывает жесткие ограничения на наши возможности ликвидировать возможные проблемы на отвесе.
Простое отсутствие педали, оставленной по легкомыслию (типа, "маршрут-то легкий, подниматься не надо"), уже может сделать нас беспомощными при зависании при определенном стечении обстоятельств.
Не выходите на отвесы без полного снаряжения, какими бы легкими и знакомыми они ни казались!
(несите его хотя бы в сумочке).
Ведь зависание может произойти не только на самострахоке, а и на собственной одежде или волосах, затянутых в спускер, на узле или спутке. Можно просто натолкнуться на поврежденное место веревки, ниже которого спускаться будет опасным. Я уж не говорю о присущей любому уважающему себя человеку постоянной готовности прийти на выручку другому, что без полнокомплектного снаряжения часто просто не получится.
В основе всех наших ошибок и аварий чаще сего лежат самые обычные ЛЕНЬ и САМОУВЕРЕННОСТЬ. Ни то, ни другое до добра не доводят.
Борисыч
Первое и главное, что мы должны сделать, поняв, что зависли на самостраховке, это надежно зафиксировать спусковое устройство.
Вне зависимости от дальнейших действий и выбранного способа выхода из зависания - зафиксируйте спускер, чтобы, сняв нагрузку с зажима, не скользнуть снова вниз до следующего зависания, которое может и не казаться безобидным.
Фиксация ФСУ немедленно после зависания должна быть автоматичной, как отжать сцепление, нажимая на тормоз.
Поскольку я рассказываю о приемах Азиатской школы SRT, то предполагаю "Азиан-рэк", но это правило одинаково полезно при работе с любыми спусковыми устройствами.
Вне зависимости от дальнейших действий и выбранного способа выхода из зависания - зафиксируйте спускер, чтобы, сняв нагрузку с зажима, не скользнуть снова вниз до следующего зависания, которое может и не казаться безобидным.
Фиксация ФСУ немедленно после зависания должна быть автоматичной, как отжать сцепление, нажимая на тормоз.
Поскольку я рассказываю о приемах Азиатской школы SRT, то предполагаю "Азиан-рэк", но это правило одинаково полезно при работе с любыми спусковыми устройствами.
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 5:30 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч
Способ 1: Узел на рапели под ФСУ
Если веревка под нами не закреплена, то наиболее быстрым способ сняться из зависания будет завязать узел под своим уже зафиксированным ФСУ, чтобы встать в него ногой, разгрузить зажим самостраховки и сдвинуть его вниз, выведя кулачок из зацепления с веревкой.
Последовательность действий такова.
1) Надежно фиксируем ФСУ с учетом того, что когда мы нагрузим ногой рапель ниже и привстанем, оно перевернется, и неверно или небрежно положенные витки фиксации могут быть вырваны из правильного положения, что может привести к потере фиксации!
2) Ниже - примерно на уровне бедра выбираем около метра веревки, складываем ее вдвое и вяжем самый обычный узел "Проводника" (фото из Wikipedia) так, чтобы величина его петли позволяла без труда вставить в него ногу.
3) Когда узел готов, вставляем в его петлю опорную ногу, беремся одной рукой повыше за рапель и встаем, отталкиваясь в направлении вдоль веревки, под каким-бы углом она не шла выше вас. Удерживаем равновесие, используя стены, если они рядом.
На самом деле совсем не обязательно вставать так вертикально на всю ногу, как я это делаю на фото - достаточно легкого короткого привставания ровно на столько, чтобы чуть сдвинуть вверх зажим, отвести его фиксатор в положение самостраховки и сдвинуть зажим по рапели вниз к ФСУ.
4) Чуть сдвигаем зажим вверх, одновременно отводя кулачок в положение самострахоки, затем опускаем его вдоль рапели ближе к ФСУ.
5) Мягко опускаемся на зафиксированное ФСУ, предварительно проверив есть ли фиксация.
Мягко! Не надо бухаться, как на диван - все должно проделываться с кошачьей вкрадчивостью.
5) Снимаем с ноги узел и РАЗВЯЗЫВАЕМ ЕГО!
Если забыть - будут новые проблемы, когда узел въедет в ФСУ.
На всю операцию не уйдет и минуты. Способ работает в большинстве случаев зависаний налегке при свободной веревке ниже.
Если веревка под нами не закреплена, то наиболее быстрым способ сняться из зависания будет завязать узел под своим уже зафиксированным ФСУ, чтобы встать в него ногой, разгрузить зажим самостраховки и сдвинуть его вниз, выведя кулачок из зацепления с веревкой.
Последовательность действий такова.
1) Надежно фиксируем ФСУ с учетом того, что когда мы нагрузим ногой рапель ниже и привстанем, оно перевернется, и неверно или небрежно положенные витки фиксации могут быть вырваны из правильного положения, что может привести к потере фиксации!
2) Ниже - примерно на уровне бедра выбираем около метра веревки, складываем ее вдвое и вяжем самый обычный узел "Проводника" (фото из Wikipedia) так, чтобы величина его петли позволяла без труда вставить в него ногу.
3) Когда узел готов, вставляем в его петлю опорную ногу, беремся одной рукой повыше за рапель и встаем, отталкиваясь в направлении вдоль веревки, под каким-бы углом она не шла выше вас. Удерживаем равновесие, используя стены, если они рядом.
На самом деле совсем не обязательно вставать так вертикально на всю ногу, как я это делаю на фото - достаточно легкого короткого привставания ровно на столько, чтобы чуть сдвинуть вверх зажим, отвести его фиксатор в положение самостраховки и сдвинуть зажим по рапели вниз к ФСУ.
4) Чуть сдвигаем зажим вверх, одновременно отводя кулачок в положение самострахоки, затем опускаем его вдоль рапели ближе к ФСУ.
5) Мягко опускаемся на зафиксированное ФСУ, предварительно проверив есть ли фиксация.
Мягко! Не надо бухаться, как на диван - все должно проделываться с кошачьей вкрадчивостью.
5) Снимаем с ноги узел и РАЗВЯЗЫВАЕМ ЕГО!
Если забыть - будут новые проблемы, когда узел въедет в ФСУ.
На всю операцию не уйдет и минуты. Способ работает в большинстве случаев зависаний налегке при свободной веревке ниже.
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 5:39 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч
Способ 2: Ступенька под ФСУ
Этот способ требует гораздо больше свободной веревки ниже нас, но гарантирует от попадания на забытый узел, так как он просто не завязывается.
Применим только с ФСУ типа "Азиан-рэк", рогатками и другими, позволяющими дополнительное закладывание веревки.
1) Надежно фиксируем ФСУ.
2) Берем под ФСУ веревку, пропустив ее под стопой опорной ноги, и подтягиваем ее вверх, чтобы нога согнулась в колене достаточно для последующего привставания на этой импровизированной "ступеньке".
3) Поднимаем веревку из-под стопы и закладываем между восходящей ветвью рапели и главным рогом рэка, после чего делаем виток под все перекладины, поднимаем вверх к зажиму самостраховки и сжимаем в руке вместе с восходящей ветвью рапели. Теперь ступенька не поедет, если на нее наступить.
4) Привстаем на ступеньке, разгружая зажим, и сдвигаем его вниз к рэку.
5) Аккуратно опускаемся на рэк.
6) Распутываем витки ступени - можно продолжать спуск
===================
(продолжение следует)
Этот способ требует гораздо больше свободной веревки ниже нас, но гарантирует от попадания на забытый узел, так как он просто не завязывается.
Применим только с ФСУ типа "Азиан-рэк", рогатками и другими, позволяющими дополнительное закладывание веревки.
1) Надежно фиксируем ФСУ.
2) Берем под ФСУ веревку, пропустив ее под стопой опорной ноги, и подтягиваем ее вверх, чтобы нога согнулась в колене достаточно для последующего привставания на этой импровизированной "ступеньке".
3) Поднимаем веревку из-под стопы и закладываем между восходящей ветвью рапели и главным рогом рэка, после чего делаем виток под все перекладины, поднимаем вверх к зажиму самостраховки и сжимаем в руке вместе с восходящей ветвью рапели. Теперь ступенька не поедет, если на нее наступить.
4) Привстаем на ступеньке, разгружая зажим, и сдвигаем его вниз к рэку.
5) Аккуратно опускаемся на рэк.
6) Распутываем витки ступени - можно продолжать спуск
===================
(продолжение следует)
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 5:42 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч
Оба выше перечисленных способа работают ТОЛЬКО при избытке веревки под нами - то есть в каньонинге и при навешивании веревок согласно IRT - без промежуточных закреплений на отвесе.
Однако в Европейском варианте SRT веревка в подавляющем большинстве случаев прикреплена к целому ряду ПЗ, и запас ее для маневрирования ограничен величиной корема. Это значит, что веревки вполне хватает, чтобы зафиксировать спускер, но не более.
Следовательно, нам необходимо создать опору для ноги без привлечения самой рапели. Для этого можно использовать некоторое дополнительное снаряжение, которое полезно иметь с собой (в сумочке или на тренчиках беседки).
Способ 3: Схватывающий над ФСУ
Для этого надо иметь достаточно длинный слинг (кольцо) из шнура или веревки любого диаметра, так как схватывание узла играет второстепенную роль - ему просто некуда сползать ниже спускового устроства.
Длина слинга подбирается индивидуально (обычно от 0,7 до 1,0 м) с тем чтобы полученная опора для ноги позволяла эффективно привстать, дотянуться до зажима, расслабить его и опустить вниз.
1) Тщательно фиксируем ФСУ
2) Стараясь не уронить, достаем слинг и привязываем его схватывающим узлом любой удобной конструкции непосредственно над спусковым устройством.
3) Вставляем в полученную ступеньку ногу.
4) Привстаем, расслабляем зажим и опускаем его вдоль рапели вниз к узлу.
5) Мягко опускаемся на спускер, предварительно проверив его фиксацию.
7) Снимаем слинг с рапели.
8] Продолжаем спуск.
Для тех, кто подзабыл схватывающие, напоминаю два самых распостраненных:
Однако в Европейском варианте SRT веревка в подавляющем большинстве случаев прикреплена к целому ряду ПЗ, и запас ее для маневрирования ограничен величиной корема. Это значит, что веревки вполне хватает, чтобы зафиксировать спускер, но не более.
Следовательно, нам необходимо создать опору для ноги без привлечения самой рапели. Для этого можно использовать некоторое дополнительное снаряжение, которое полезно иметь с собой (в сумочке или на тренчиках беседки).
Способ 3: Схватывающий над ФСУ
Для этого надо иметь достаточно длинный слинг (кольцо) из шнура или веревки любого диаметра, так как схватывание узла играет второстепенную роль - ему просто некуда сползать ниже спускового устроства.
Длина слинга подбирается индивидуально (обычно от 0,7 до 1,0 м) с тем чтобы полученная опора для ноги позволяла эффективно привстать, дотянуться до зажима, расслабить его и опустить вниз.
1) Тщательно фиксируем ФСУ
2) Стараясь не уронить, достаем слинг и привязываем его схватывающим узлом любой удобной конструкции непосредственно над спусковым устройством.
3) Вставляем в полученную ступеньку ногу.
4) Привстаем, расслабляем зажим и опускаем его вдоль рапели вниз к узлу.
5) Мягко опускаемся на спускер, предварительно проверив его фиксацию.
7) Снимаем слинг с рапели.
8] Продолжаем спуск.
Для тех, кто подзабыл схватывающие, напоминаю два самых распостраненных:
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 5:46 pm, всего редактировалось 2 раза.
Борисыч
- БГС
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: Сб дек 01, 2007 12:45 am
- Откуда: г.Тула, Россия
- Контактная информация:
Оказывается, у нас много общего - у Вашего SRT и моего "ТРВ".
Решая похожие задачи, приходишь ПОЧТИ к одинаковому решению.
Почти.
Потому что разгрузка зажима и переход на решетку у меня происходит ещё проще - не надо ничего распутывать.
Потом.
Не против дополнения?
Только вот фотографию сделаю.
Чтобы понятнее было.
Решая похожие задачи, приходишь ПОЧТИ к одинаковому решению.
Почти.
Потому что разгрузка зажима и переход на решетку у меня происходит ещё проще - не надо ничего распутывать.
Потом.
Не против дополнения?
Только вот фотографию сделаю.
Чтобы понятнее было.
Способ 4: Схватывающий под ФСУ
Этот способ имеет свои преимущества перед предыдущим.
Прежде всего, не обязательно иметь длинный слинг - годится любой, только бы после завязывания схватывающего узла можно было вставить в петлю ногу, не потея.
Схватывающий можно передвинуть вдоль рапели так, чтобы было удобно встать ногой.
Однако сам слинг должен быть таков, чтобы схватывающий узел реально держал при нагружении. Традиционно это достигается изготовлением его из мягкой вспомогательной веревки (шнура) диаметром около 60% от основной веревки. На практике это
диаметром 5 мм для рапели 9 мм, 6 мм для 10 мм, 7 для 11 мм.
(ультралегкую SRT с 8 и 7 миллиметровыми веревками я сейчас не рассматриваю).
1) Надежно фиксируем ФСУ.
2) Стараясь не уронить, крепим слинг из шнура схватывающим узлом любого вида к рапели, опускающейся вниз после фиксации под ФСУ.
3) Выставляем полученную ступеньку на нужную высоту, сдвигая схватывающий вдоль рапели, и вставляем в нее стопу опорной ноги.
4) Опираясь в петлю слинга (направление усилия строго вдоль рапели! - для чего опорную ногу уводим под себя), привстаем и сдвигаем зажим самостраховки к спусковому устройству.
5) Аккуратно опускаемся на спускер.
6) Снимаем слинг, развязав схватывающий, чтобы по запарке не вогнать его в ФСУ.
7) Снимаем фиксацию и продолжаем спуск.
Внимание!
При использовании этих способов выхода из зависания могут произойти следующие мелкие неприятности:
А) Во всех перечисленных способах нам удается встать на импровизированных ступеньках только за счет люфта - переворачивания ФСУ верхним концом вниз. При неаккуратном фиксировании без учета этого момента и высоком вставании - это может привести к вылетанию последнего витка фиксации с характерным щелчком, содроганим навески и некоторым нашим просаживанием вниз. Эффектно бьет по нервам, но в принципе не опасно, если, конечно, это не единственный виток фиксации. Но ведь мы НАДЕЖНО фиксируем ФСУ, не правда ли?
Закладывайте последний виток фиксации так, чтобы рапель не могла соскочить при нагружении выходящего из ФСУ конца рапели!
Старайтесь все выполнять на минимальной амплитуде движений - это экономит силы и нервы. Но нуждается в точной координации приложения усилий!
Б) Во всех способах, кроме № 3 "Верхний схватывающий", рапель под нагрузкой может глубоко войти между восходящей своей ветвью и главным рогом Азиан-рэк. После снятия нагрузки со ступеньки и переносе ее обратно на рэк может не получиться легко вытащить веревку из фиксации - для этого нужно с силой потянуть ее в правильном направлении.
Примечание:
Вместо схватывающего можно эффективно использовать любой вспомогательный зажим со слингом - например, "Basic".
"Pantin" делает способ № 4 "Нижний схватывающий" еще проще
Этот способ имеет свои преимущества перед предыдущим.
Прежде всего, не обязательно иметь длинный слинг - годится любой, только бы после завязывания схватывающего узла можно было вставить в петлю ногу, не потея.
Схватывающий можно передвинуть вдоль рапели так, чтобы было удобно встать ногой.
Однако сам слинг должен быть таков, чтобы схватывающий узел реально держал при нагружении. Традиционно это достигается изготовлением его из мягкой вспомогательной веревки (шнура) диаметром около 60% от основной веревки. На практике это
диаметром 5 мм для рапели 9 мм, 6 мм для 10 мм, 7 для 11 мм.
(ультралегкую SRT с 8 и 7 миллиметровыми веревками я сейчас не рассматриваю).
1) Надежно фиксируем ФСУ.
2) Стараясь не уронить, крепим слинг из шнура схватывающим узлом любого вида к рапели, опускающейся вниз после фиксации под ФСУ.
3) Выставляем полученную ступеньку на нужную высоту, сдвигая схватывающий вдоль рапели, и вставляем в нее стопу опорной ноги.
4) Опираясь в петлю слинга (направление усилия строго вдоль рапели! - для чего опорную ногу уводим под себя), привстаем и сдвигаем зажим самостраховки к спусковому устройству.
5) Аккуратно опускаемся на спускер.
6) Снимаем слинг, развязав схватывающий, чтобы по запарке не вогнать его в ФСУ.
7) Снимаем фиксацию и продолжаем спуск.
Внимание!
При использовании этих способов выхода из зависания могут произойти следующие мелкие неприятности:
А) Во всех перечисленных способах нам удается встать на импровизированных ступеньках только за счет люфта - переворачивания ФСУ верхним концом вниз. При неаккуратном фиксировании без учета этого момента и высоком вставании - это может привести к вылетанию последнего витка фиксации с характерным щелчком, содроганим навески и некоторым нашим просаживанием вниз. Эффектно бьет по нервам, но в принципе не опасно, если, конечно, это не единственный виток фиксации. Но ведь мы НАДЕЖНО фиксируем ФСУ, не правда ли?
Закладывайте последний виток фиксации так, чтобы рапель не могла соскочить при нагружении выходящего из ФСУ конца рапели!
Старайтесь все выполнять на минимальной амплитуде движений - это экономит силы и нервы. Но нуждается в точной координации приложения усилий!
Б) Во всех способах, кроме № 3 "Верхний схватывающий", рапель под нагрузкой может глубоко войти между восходящей своей ветвью и главным рогом Азиан-рэк. После снятия нагрузки со ступеньки и переносе ее обратно на рэк может не получиться легко вытащить веревку из фиксации - для этого нужно с силой потянуть ее в правильном направлении.
Примечание:
Вместо схватывающего можно эффективно использовать любой вспомогательный зажим со слингом - например, "Basic".
"Pantin" делает способ № 4 "Нижний схватывающий" еще проще
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 5:51 pm, всего редактировалось 3 раза.
Борисыч
Нет, просто еще не успел изложить
Вот как раз приступаю.
---------------------------------------------
Основной способ выхода из зависания.
При движении по отвесам, оборудованным согласно правилам Европейской школы SRT, следует стремиться выполнять все маневры без привлечения дополнительного снаряжения - только с помощью обычного полного вертикального комплекта, который мы несем как при спусках, так и на подъеме.
Напомню, в него входят: подвесная система с регулируемым чересплечным ремнем (мне нравится термин: chest lifting harness - "грудная обвязка для подъема" любой удобной конструкции), ФСУ, "кролль", разновеликие усы: короткий рабочий и длинный самостраховочный с зажимом и педалью.
Все. Для любых маневров вертикальных трасс с приемлемым грузом (1 мешок - хорошо, 2 - нормально) этого минимально достаточно для обеспечения эффективной безопасной работы.
Кау уже было сказано, для выхода из зависания надо перенести свой вес с сработавшего зажима самостраховки снова на ФСУ.
Все предыдущие способы были направлены на сдвигание разгруженного зажима к ФСУ, которое оставалось зафиксированным на месте.
Этот способ, который я называю Основным (так как его основные элементы являются "кубиками" для построения других маневров на веревке), заключается в перестановке ФСУ выше по рапели с остающемся на месте страховочным зажимом.
Обязательным условием для его эффективного выполнения является правильное соотношение длин усов: рабочий ус должен быть примерно на 1/3 короче длинного уса. Имеется ввиду полная длина усов от совмещенной их точки внизу до кончиков карабинов на концах.
Так мои усы имеют примерные длины: рабочий 0,45-0,50 м, страховочный 0,70-0,75 м - мне с этим удобно.
Но если длина рабочих усов у всех в команде должна быть одинаковой, то длина страховочного уса вымеряется каждым индивидуально согласно своим физическим пропорциям. (Лучшей проверкой правильности подобранных усов является переход через узел при спуске).
Итак, выполнение приема.
1) Надежно зафиксируем ФСУ. (То, что видим на фото под пунктом 3 - это никак не "надежное" фиксирование, это самое простенькое рабочее фиксирование, которое при серьезных маневрах нуждается в подкреплении парой витков!).
Внимание! Если у вас на рапиде беседки висят мешки, затяните до упора чересплечный ремень, чтобы приподнимать их вес плечами. Иначе их вес так и останется на нашем длинном усе и зажиме. Мешки потянут беседочный рапид вниз, вместе с точкой прикрепления усов. И поднимать рабочий ус придется одной рукой вместе с мешками! Это не всегда и не каждому удается. Налегке этот неприятный момент отсутствует и не осознается, что может поставить в тупик при работе с грузом.
2) Вставим опорную ногу в педаль (длина педали должна позволять это сделать в висе на зажиме самостраховки).
3) Подтянем пятку опорной ноги в педали под себя, как бы усевшись на нее (это обеспечит правильное направление приложение усилия при вставании - строго назад и вниз вдоль рапели! - не вперед и не вбок, хотя бы и скала "приглашала" к этому)
4) Возьмемся правой рукой (для правшей) повыше верхнего зажима за рапель, в левую руку возьмем карабин рабочего уса (предварительно все надо распутать и подготовить), упремся в педаль усилием, направленным строго под себя, привстанем на педали (или встанем полностью), и встегнем карабин рабочего уса в ручку пуани самостраховки.
(к сожалению, левая рука с карабином рабочего уса на снимке не видна. зато прекрасно виден опрокинутый рэк, с которого при отсутствии закладки за нижний рожок - "клык" уже слетела бы фиксация)
5) И аккуратно опустимся на рабочий ус, пристегнутый теперь в страховочному зажиму. Вот такая картинка получилась над нами в итоге:
(Длинный страховочный ус теперь не нагружен и потому изогнут дугой)
Что мы сделали? Фактически просто укоротили страховочный ус и повисли сантиметров на 25 повыше. Что и требовалось!
Внимание! Заранее найдите для своего карабина рабочего уса и зажима самые удобные варианты пристегивания и отстегивания - там, где рукоятка зажима наименее толстая, чтобы потом не пыхтеть на вертикали
6) Легко догадаться, что осталось передвинуть ФСУ вверх по рапели.
Снимаем фиксацию и переставляем рэк максимально высоко выше по рапели так, чтобы не было ни малейшей слабины между ним и пуани, после чего снова надежно фиксируем.
7) Снова принимаем исходное положение для вставания на педали:
ногу с педалью подтягиваем под себя, правой рукой беремся повыше за рапель над пуани, левой - за карабин рабочего уса (если он с муфтой, проверяем, открыта ли она). Затем, отталкиваясь ногой строго вниз под себя, привстаем и выстегиваем карабин рабочего уса из ручки пуани.
8] Мягко опускаемся на ФСУ (предварительно удостоверившись, что наша фиксация бесславно не развалилась).
Мы ликвидировали зависание и можем продвигаться к следующим приключениям/
не забудем перед этим вынуть ногу из педали! А то очень удивляемся, когда зажим ни с места
Примечание:
Все это можно сделать на малой амплитуде движений (привставая) и на большой (вставая полностью на вытянутую ногу). Малая амплитуда говорит о мастерстве, которое в данном случае выражается в четкой координации движений и усилий. Но иногда, когда устал, проще полностью встать на веревке. Это тоже не трудно, если уметь.
Вот как раз приступаю.
---------------------------------------------
Основной способ выхода из зависания.
При движении по отвесам, оборудованным согласно правилам Европейской школы SRT, следует стремиться выполнять все маневры без привлечения дополнительного снаряжения - только с помощью обычного полного вертикального комплекта, который мы несем как при спусках, так и на подъеме.
Напомню, в него входят: подвесная система с регулируемым чересплечным ремнем (мне нравится термин: chest lifting harness - "грудная обвязка для подъема" любой удобной конструкции), ФСУ, "кролль", разновеликие усы: короткий рабочий и длинный самостраховочный с зажимом и педалью.
Все. Для любых маневров вертикальных трасс с приемлемым грузом (1 мешок - хорошо, 2 - нормально) этого минимально достаточно для обеспечения эффективной безопасной работы.
Кау уже было сказано, для выхода из зависания надо перенести свой вес с сработавшего зажима самостраховки снова на ФСУ.
Все предыдущие способы были направлены на сдвигание разгруженного зажима к ФСУ, которое оставалось зафиксированным на месте.
Этот способ, который я называю Основным (так как его основные элементы являются "кубиками" для построения других маневров на веревке), заключается в перестановке ФСУ выше по рапели с остающемся на месте страховочным зажимом.
Обязательным условием для его эффективного выполнения является правильное соотношение длин усов: рабочий ус должен быть примерно на 1/3 короче длинного уса. Имеется ввиду полная длина усов от совмещенной их точки внизу до кончиков карабинов на концах.
Так мои усы имеют примерные длины: рабочий 0,45-0,50 м, страховочный 0,70-0,75 м - мне с этим удобно.
Но если длина рабочих усов у всех в команде должна быть одинаковой, то длина страховочного уса вымеряется каждым индивидуально согласно своим физическим пропорциям. (Лучшей проверкой правильности подобранных усов является переход через узел при спуске).
Итак, выполнение приема.
1) Надежно зафиксируем ФСУ. (То, что видим на фото под пунктом 3 - это никак не "надежное" фиксирование, это самое простенькое рабочее фиксирование, которое при серьезных маневрах нуждается в подкреплении парой витков!).
Внимание! Если у вас на рапиде беседки висят мешки, затяните до упора чересплечный ремень, чтобы приподнимать их вес плечами. Иначе их вес так и останется на нашем длинном усе и зажиме. Мешки потянут беседочный рапид вниз, вместе с точкой прикрепления усов. И поднимать рабочий ус придется одной рукой вместе с мешками! Это не всегда и не каждому удается. Налегке этот неприятный момент отсутствует и не осознается, что может поставить в тупик при работе с грузом.
2) Вставим опорную ногу в педаль (длина педали должна позволять это сделать в висе на зажиме самостраховки).
3) Подтянем пятку опорной ноги в педали под себя, как бы усевшись на нее (это обеспечит правильное направление приложение усилия при вставании - строго назад и вниз вдоль рапели! - не вперед и не вбок, хотя бы и скала "приглашала" к этому)
4) Возьмемся правой рукой (для правшей) повыше верхнего зажима за рапель, в левую руку возьмем карабин рабочего уса (предварительно все надо распутать и подготовить), упремся в педаль усилием, направленным строго под себя, привстанем на педали (или встанем полностью), и встегнем карабин рабочего уса в ручку пуани самостраховки.
(к сожалению, левая рука с карабином рабочего уса на снимке не видна. зато прекрасно виден опрокинутый рэк, с которого при отсутствии закладки за нижний рожок - "клык" уже слетела бы фиксация)
5) И аккуратно опустимся на рабочий ус, пристегнутый теперь в страховочному зажиму. Вот такая картинка получилась над нами в итоге:
(Длинный страховочный ус теперь не нагружен и потому изогнут дугой)
Что мы сделали? Фактически просто укоротили страховочный ус и повисли сантиметров на 25 повыше. Что и требовалось!
Внимание! Заранее найдите для своего карабина рабочего уса и зажима самые удобные варианты пристегивания и отстегивания - там, где рукоятка зажима наименее толстая, чтобы потом не пыхтеть на вертикали
6) Легко догадаться, что осталось передвинуть ФСУ вверх по рапели.
Снимаем фиксацию и переставляем рэк максимально высоко выше по рапели так, чтобы не было ни малейшей слабины между ним и пуани, после чего снова надежно фиксируем.
7) Снова принимаем исходное положение для вставания на педали:
ногу с педалью подтягиваем под себя, правой рукой беремся повыше за рапель над пуани, левой - за карабин рабочего уса (если он с муфтой, проверяем, открыта ли она). Затем, отталкиваясь ногой строго вниз под себя, привстаем и выстегиваем карабин рабочего уса из ручки пуани.
8] Мягко опускаемся на ФСУ (предварительно удостоверившись, что наша фиксация бесславно не развалилась).
Мы ликвидировали зависание и можем продвигаться к следующим приключениям/
не забудем перед этим вынуть ногу из педали! А то очень удивляемся, когда зажим ни с места
Примечание:
Все это можно сделать на малой амплитуде движений (привставая) и на большой (вставая полностью на вытянутую ногу). Малая амплитуда говорит о мастерстве, которое в данном случае выражается в четкой координации движений и усилий. Но иногда, когда устал, проще полностью встать на веревке. Это тоже не трудно, если уметь.
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 6:12 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч
Дополнение к Основному способу
Пристегивание карабина к ручке пуани дает нам вполне достаточное повышение позиции, чтобы выйти из зависания (при правильно регулировке усов и нормально затянутой беседке, конечно).
Однако сам процесс пристегивания карабина в ручку и выстегивания из нее может показаться поначалу сложным, так как не всякий карабин удобен для такой работы. Если зев мал - меньше 20 мм, то это плохой карабин для рабочего уса. Найдите карабин с зевом 22-25 мм, и тонким клювом, чтобы проходил в любые ушки, - это будет то, что надо.
Кроме пристегивания к ручке пуани, можно пристегнуться еще выше - к рапели над зажимом. Это даст позицию еще сантиметров на 15 выше, а также не составит труда при пристегивании и отстегивании.
Нормально отрегулированная длина педали дает нам возможность встать на нее гораздо выше пуани на веревке (на картинке - "бэйсик" по французской моде), и, следовательно пристегнуть короткий ус к рапели без особого труда. Конечно, и вставать приходится повыше.
Вот так выглядит вис на такой пристежке - очень комфортно
Пристегивание карабина к ручке пуани дает нам вполне достаточное повышение позиции, чтобы выйти из зависания (при правильно регулировке усов и нормально затянутой беседке, конечно).
Однако сам процесс пристегивания карабина в ручку и выстегивания из нее может показаться поначалу сложным, так как не всякий карабин удобен для такой работы. Если зев мал - меньше 20 мм, то это плохой карабин для рабочего уса. Найдите карабин с зевом 22-25 мм, и тонким клювом, чтобы проходил в любые ушки, - это будет то, что надо.
Кроме пристегивания к ручке пуани, можно пристегнуться еще выше - к рапели над зажимом. Это даст позицию еще сантиметров на 15 выше, а также не составит труда при пристегивании и отстегивании.
Нормально отрегулированная длина педали дает нам возможность встать на нее гораздо выше пуани на веревке (на картинке - "бэйсик" по французской моде), и, следовательно пристегнуть короткий ус к рапели без особого труда. Конечно, и вставать приходится повыше.
Вот так выглядит вис на такой пристежке - очень комфортно
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 6:18 pm, всего редактировалось 2 раза.
Борисыч
При выходе из зависания вспомогательными способами достаточно вероятен случай, когда по забывчивости мы забываем о завязанном на рапели узле и на крыльях радости от удачного выхода из зависания въезжаем в узел!
В принципе, как выпутаться из этой неприятности, мы рассматриваем в теме: "Узел на веревке - прохождение"
viewtopic.php?t=265
Но на самом деле тут все значительно проще, так как не нужно переходить узел, а нужно всего лишь его развязать.
1) Устанавливаем страховочный зажим над спускером на расстоянии сантиметров на 10-15 больше рабочего уса.
2) Привстаем на педали, пристегиваем рабочий ус к рапели над страховочным зажимом и садимся на рабочий ус, тем самым снимая нагрузку со спускового устройства.
3) Начиная сверху, расслабляем веревку в ФСУ и, даже не выстегивая ее полностью, развязываем коварный узел.
В принципе, можно и совсем вынуть веревку, чтобы удобнее было развязывать.
4) Выбираем из ФСУ излишек веревки, чтобы между ним и страховочным зажимом не оставалось слабины, и надежно фиксируем ФСУ (если вынимали веревку, вставляем ее обратно, не оставляя слабины сверху).
5) Привстаем на педали, отстегиваем рабочий ус от рапели и мягко садимся на ФСУ (предварительно проверив фиксацию, чтобы опять не соскользнуть и не зависнуть на самостраховке).
Можно продолжать движение.
В принципе, как выпутаться из этой неприятности, мы рассматриваем в теме: "Узел на веревке - прохождение"
viewtopic.php?t=265
Но на самом деле тут все значительно проще, так как не нужно переходить узел, а нужно всего лишь его развязать.
1) Устанавливаем страховочный зажим над спускером на расстоянии сантиметров на 10-15 больше рабочего уса.
2) Привстаем на педали, пристегиваем рабочий ус к рапели над страховочным зажимом и садимся на рабочий ус, тем самым снимая нагрузку со спускового устройства.
3) Начиная сверху, расслабляем веревку в ФСУ и, даже не выстегивая ее полностью, развязываем коварный узел.
В принципе, можно и совсем вынуть веревку, чтобы удобнее было развязывать.
4) Выбираем из ФСУ излишек веревки, чтобы между ним и страховочным зажимом не оставалось слабины, и надежно фиксируем ФСУ (если вынимали веревку, вставляем ее обратно, не оставляя слабины сверху).
5) Привстаем на педали, отстегиваем рабочий ус от рапели и мягко садимся на ФСУ (предварительно проверив фиксацию, чтобы опять не соскользнуть и не зависнуть на самостраховке).
Можно продолжать движение.
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 7:02 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч
Аналогично поступаем при попавших в ФСУ:
1) Схватывающих узлах (оставленных по забывчивости при выходе из зависания).
2) Одежде (при неопрятно болтающихся полах, фалдах, рукавах и воротниках ситуация более чем вероятная)
3) Волосах (если они не подобраны под каску, бандану и могут витать у лица - запросто влетают в спускер. Очень больно! У меня раз даже бороду пощипало )
Не надо сразу хвататься за ножи (которых чаще всего ни у кого под рукой почему-то не оказывается в нужный момент) - это ОЧЕНЬ ОПАСНО!
Достаточно поднять страховочный зажим, привстать на педали и пристегнуть рабочий ус к рапели над ним.
Нагрузка с ФСУ исчезнет, и вытащить из него злополучные лохмоты не составит труда
1) Схватывающих узлах (оставленных по забывчивости при выходе из зависания).
2) Одежде (при неопрятно болтающихся полах, фалдах, рукавах и воротниках ситуация более чем вероятная)
3) Волосах (если они не подобраны под каску, бандану и могут витать у лица - запросто влетают в спускер. Очень больно! У меня раз даже бороду пощипало )
Не надо сразу хвататься за ножи (которых чаще всего ни у кого под рукой почему-то не оказывается в нужный момент) - это ОЧЕНЬ ОПАСНО!
Достаточно поднять страховочный зажим, привстать на педали и пристегнуть рабочий ус к рапели над ним.
Нагрузка с ФСУ исчезнет, и вытащить из него злополучные лохмоты не составит труда
Борисыч
- БГС
- Сообщения: 233
- Зарегистрирован: Сб дек 01, 2007 12:45 am
- Откуда: г.Тула, Россия
- Контактная информация:
Тоже редактирую, чтобы достичь желаемой точности. В основном дополнения.
--------------------------------------------------------------
Наконец выбрал время, чтобы сделать фотографии.
И главное, описать. (Время, время, время!!!!!).
Расскажу, как происходит процесс в моём "ТРВ", а Вы, возможно, что-то используете и в "SRT".
Отличие в основном в том, что я обязательно использую вторую верёвку ("Разнесённую"), и не только для страховки. Ну и на сидушке сижу - она мне совершенно не мешает. Если когда-нибудь ещё придётся спускаться в (и подниматься из...) пещеры, обязательно её с собой возьму - вес крайне незначительный, а комфорт и сохранение сил - !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.
Обычно для "маневрирования по стене" мне достаточно решетки и зажима - моего.
Но иногда бывает нужно переместиться вверх на какое-то расстояние не по той верёвке, где зажим - там никаких проблем, а по той, где решетка.
Для этого у меня висит Бэйсик.
Как вспомогательное устройство.
Встёгиваю его выше решетки.
Обычно использую ту же оттяжку-амортизатор, через который идёт зажим на вторую верёвку.
Как правило, перемещение начинается из положения, когда верёвка сильно отклонена от вертикали.
Поэтому первые метры подтягиваюсь, просто "выбирая" верёвку из зажима рукой.
Когда верёвка становится настолько вертикальной, что силы руки не хватает, перехожу на стандартный (у меня) подъём - "однозажимный".
(Недавно приобрёл Пантин. Хорошая, конечно, штука. Для относительно больших подъёмов. Но для "маневрирования" и он не универсален. И даже неудобен в некоторых случаях. И совершенно не годится при переходе с зажима на решетку. Почему - будет дальше).
Если же подниматься приходится сразу по вертикальной верёвке, первый "шаг" делаю, зажав свободный конец петли между решеткой и зажимом. Распрямляю ногу - поднимаю зажим - решетка при этом из вертикального положения поворачивается в горизонтальное или даже ниже - как на четвёртой фотографии. Зависаю на зажиме - нагрузка с решетки снята - освобождаю её.
Дальше подъем "как обычно".
Выбираю провисшую верёвку между зажимом и решёткой (или встёгиваю решетку).
Образуется та же ситуация, что и у Вас.
Только у меня она не "аварийная", а "штатная".
А здесь как раз отличие.
Многократно проверено.
Свободный конец выходящей из решётки верёвки, проходящий под ступнёй согнутой в колене ноги, совершенно не обязательно опять фиксировать на решетке!!!!
"Свободная" верёвка зажимается в руке вместе с нагруженной.
Под зажимом. Или НАД зажимом - так даже удобнее.
Если длина рук позволяет.
Распрямляем ногу.
Освобождаем зажим.
И плавно опускаем зажатую в руке "свободную" верёвку вдоль нагруженной. Трения верёвок между собой и силы руки вполне хватает для той пары секунд, за которые решетка опять придёт в вертикальное положение. Да ещё существует и трение о подошву.
Ведь в этот момент верёвка перемещается в обратную сторону под подошвой. ЭТО НАДО УЧИТЫВАТЬ! И почему Пантин здесь совершенно не пригоден. В момент переключения с зажима на решетку. И даже опасен! Пробовал для "интересу".
Кажется, чего проще. Приподнялся на Пантине, освободил зажим.
Только нога так сильно может согнуться в колене, что с трудом удаётся разблокировать даже Пантин. Если вообще удаётся.
Так что надёжнее на петле "съехать".
( Всё вышеописанное при хорошей отработанности производится гораздо быстрее, чем Вам сейчас приходится читать. Секунды).
Всё!!!
Остаётся выщелкнуть зажим и продолжать работу
Впрочем, у Вас, в "SRT", и зажим выщелкивать не надо.
Ещё проще!!!!!
P.S. Без каски "работаю", потому что в квартире вряд ли камни с потолка будут падать.
И строители вряд ли обломки кирпичей сбросят.
И некогда всё сделать новую каску взамен украденной.
Наверно, теперь не раньше осени.
А имеющаяся Салева - ну такая уродина, такая уродина.
Одеваю только в крайнем случае.
--------------------------------------------------------------
Наконец выбрал время, чтобы сделать фотографии.
И главное, описать. (Время, время, время!!!!!).
Расскажу, как происходит процесс в моём "ТРВ", а Вы, возможно, что-то используете и в "SRT".
Отличие в основном в том, что я обязательно использую вторую верёвку ("Разнесённую"), и не только для страховки. Ну и на сидушке сижу - она мне совершенно не мешает. Если когда-нибудь ещё придётся спускаться в (и подниматься из...) пещеры, обязательно её с собой возьму - вес крайне незначительный, а комфорт и сохранение сил - !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.
Обычно для "маневрирования по стене" мне достаточно решетки и зажима - моего.
Но иногда бывает нужно переместиться вверх на какое-то расстояние не по той верёвке, где зажим - там никаких проблем, а по той, где решетка.
Для этого у меня висит Бэйсик.
Как вспомогательное устройство.
Встёгиваю его выше решетки.
Обычно использую ту же оттяжку-амортизатор, через который идёт зажим на вторую верёвку.
Как правило, перемещение начинается из положения, когда верёвка сильно отклонена от вертикали.
Поэтому первые метры подтягиваюсь, просто "выбирая" верёвку из зажима рукой.
Когда верёвка становится настолько вертикальной, что силы руки не хватает, перехожу на стандартный (у меня) подъём - "однозажимный".
(Недавно приобрёл Пантин. Хорошая, конечно, штука. Для относительно больших подъёмов. Но для "маневрирования" и он не универсален. И даже неудобен в некоторых случаях. И совершенно не годится при переходе с зажима на решетку. Почему - будет дальше).
Если же подниматься приходится сразу по вертикальной верёвке, первый "шаг" делаю, зажав свободный конец петли между решеткой и зажимом. Распрямляю ногу - поднимаю зажим - решетка при этом из вертикального положения поворачивается в горизонтальное или даже ниже - как на четвёртой фотографии. Зависаю на зажиме - нагрузка с решетки снята - освобождаю её.
Дальше подъем "как обычно".
Выбираю провисшую верёвку между зажимом и решёткой (или встёгиваю решетку).
Образуется та же ситуация, что и у Вас.
Только у меня она не "аварийная", а "штатная".
А здесь как раз отличие.
Многократно проверено.
Свободный конец выходящей из решётки верёвки, проходящий под ступнёй согнутой в колене ноги, совершенно не обязательно опять фиксировать на решетке!!!!
"Свободная" верёвка зажимается в руке вместе с нагруженной.
Под зажимом. Или НАД зажимом - так даже удобнее.
Если длина рук позволяет.
Распрямляем ногу.
Освобождаем зажим.
И плавно опускаем зажатую в руке "свободную" верёвку вдоль нагруженной. Трения верёвок между собой и силы руки вполне хватает для той пары секунд, за которые решетка опять придёт в вертикальное положение. Да ещё существует и трение о подошву.
Ведь в этот момент верёвка перемещается в обратную сторону под подошвой. ЭТО НАДО УЧИТЫВАТЬ! И почему Пантин здесь совершенно не пригоден. В момент переключения с зажима на решетку. И даже опасен! Пробовал для "интересу".
Кажется, чего проще. Приподнялся на Пантине, освободил зажим.
Только нога так сильно может согнуться в колене, что с трудом удаётся разблокировать даже Пантин. Если вообще удаётся.
Так что надёжнее на петле "съехать".
( Всё вышеописанное при хорошей отработанности производится гораздо быстрее, чем Вам сейчас приходится читать. Секунды).
Всё!!!
Остаётся выщелкнуть зажим и продолжать работу
Впрочем, у Вас, в "SRT", и зажим выщелкивать не надо.
Ещё проще!!!!!
P.S. Без каски "работаю", потому что в квартире вряд ли камни с потолка будут падать.
И строители вряд ли обломки кирпичей сбросят.
И некогда всё сделать новую каску взамен украденной.
Наверно, теперь не раньше осени.
А имеющаяся Салева - ну такая уродина, такая уродина.
Одеваю только в крайнем случае.
Позвольте описать еще один способ. Он быстрый, простой, легкий и как мне кажется, элегантный. К сожалению, не подходит любителям усов из стропы.
Если мы зависли на ведущем зажиме:
1). Вставляем ногу в педаль и слегка приподымаемся (сантиметров на 10, не больше).
2). Встегиваем кроль в длинный ус.
3). Опускаемся на кроль.
4). Передвигаем спусковое максимально вверх и фиксируем его (подойдет быстрая фиксация, так как спусковое у нас перед глазами и наши последующие действия вряд ли его расфиксируют).
5). Приподымаемся на педали, снимаем кроль и садимся в спусковое.
6). Опускаем ведущий зажим, расфиксируем спусковое и спускаемся дальше
Если мы зависли на ведущем зажиме:
1). Вставляем ногу в педаль и слегка приподымаемся (сантиметров на 10, не больше).
2). Встегиваем кроль в длинный ус.
3). Опускаемся на кроль.
4). Передвигаем спусковое максимально вверх и фиксируем его (подойдет быстрая фиксация, так как спусковое у нас перед глазами и наши последующие действия вряд ли его расфиксируют).
5). Приподымаемся на педали, снимаем кроль и садимся в спусковое.
6). Опускаем ведущий зажим, расфиксируем спусковое и спускаемся дальше
Ну,на профи я не претендую,но ...слышать такое "французофф" или немного недослушать?!Первым делом у них (и не только) это встегнуться кор. усом в центральный карабин пострадавшего,страхуя его и себя от ошибок,а дальше по плану.Но способ как для себя -просто оригинален,хотя в современной технике прохождения полостей совершенно ненужен,разве что для начального уровня и как один из методов.
Вынужден напомнить, что "современная техника" является точно такой же, как и несколько десятков лет назад - как это не удивительно для многих, считающих себя на острие прогресса.Lik писал(а):Но способ как для себя -просто оригинален,хотя в современной технике прохождения полостей совершенно ненужен,разве что для начального уровня и как один из методов.
В этом плане она - техника SRT, крайне консервативна.
И 30 лет назад были те, кто ходил на простых спускерах и "стопах" без самостраховки - большинство, и были те, кто применял самостраховку при спуске "жумарами".
Точно также дело обстоит и сегодня.
А потому для определенной части вертикальных спелеологов - не только начинающих, а, подчеркну: любого уровня, все новое в области развития работы с самостраховкой при спуске является актуальным и полезным.
Поэтому учитывайте различия взглядов на безопасность, когда выносите суждения, плз. Это я Лику.
И кстати, история развития человечества четко показывает, что большинство практически никогда не является носителем прогрессивных идей.
Прогресс двигают вперед те, кто поначалу всегда находится в меньшинстве.
Большинство идей всегда долгое время подвергаются не пониманию этого самого большинства, критике и даже гонениям и прочим проявлениям чисто человеческим.
Достаточно вспомнить, как зарождалась и входила в практику та же SRT - и во Франции, и в России.
Как пример - большинство до сих пор пользуются прусиками, несмотря на то, что меньшинство уже много раз показало все их опасности и неудобства.
------------------
Относительно самого способа.
Все прекрасно работает, но думаю, полезно учесть один не очевидный на первый взгляд момент.
Встегиваться кроллем в длинный ус можно, но при этом не стоит делать резких движений, допускать даже небольших рывков и тем более - увеличенной нагрузки.
Дело в том, что в такой ситуации кролль может хорошо прихватить динамическую - мягкую, веревку уса, и открыть его одной рукой потом может оказаться затруднительным!
Ведь потянуть ус из кролля вниз нечем - ногами, как обычную веревку не ухватишь.
Можно неожиданно попасть в затруднительное положение.
Как альтернативу для тех, кто использует универсальные педали из веревки, могу предложить встегнуться в педаль - там хоть ногой можно натянуть ее при выстегивании.
А эффект тот же.
Это для коллекции
Борисыч
Всё верно,бональную фразу -"Законы физики никто не отменял!" повторять не хочется,но уже повторил.Законы СРТ в полном объёме никто не изменяет - практически отшлифовали всё,но...!Есть разные школы отличные от твоей Костя.Я не ставлю вопрос лучше или хуже - просто другие елементы действий при одной и той же возникшей ситуации,не нарушающие общую,базовую безопастность,которые постоянно совершенствуются.
Данный способ выхода из зависания при спуске - не мог быть использован французской школой по бональной причине - они не страхуются ведущим зажимом при спуске.Я не обсуждаю плохо это или хорошо,просто как факт.Знаю твою нелюбовь к этой школе не по наслышке,более того,твоя школа - это моя школа,с неё я начал,её в я поддерживаю(в целом),но некоторые действия всё же притерпели изменения.Согласись - слепо действовать только твоим рекомендациям - это удел людей которые не ставят для себя никаких целей в спелеологии,овладеть вертикальной техникой для широкого спектра,не более.
Да,способ как для себя - оригинален,но далеко не новый,если вспомнить действия при подъёме противовесом т.е. та же манипуляция но с педалью или рапелью.Спасы - отдельная эпархия,здесь мы вольны использовать всё что мы знаем и умеем.
Если вертикальщик владеет техникой,именно владеет,а не просто бездумно следует инструкции только так а не иначе,то разумеется такие методы в его арсенале только приветствуются.Чем больше методов и практики - тем больше поле деятельности,это если думать что делаешь.
Данный способ выхода из зависания при спуске - не мог быть использован французской школой по бональной причине - они не страхуются ведущим зажимом при спуске.Я не обсуждаю плохо это или хорошо,просто как факт.Знаю твою нелюбовь к этой школе не по наслышке,более того,твоя школа - это моя школа,с неё я начал,её в я поддерживаю(в целом),но некоторые действия всё же притерпели изменения.Согласись - слепо действовать только твоим рекомендациям - это удел людей которые не ставят для себя никаких целей в спелеологии,овладеть вертикальной техникой для широкого спектра,не более.
Да,способ как для себя - оригинален,но далеко не новый,если вспомнить действия при подъёме противовесом т.е. та же манипуляция но с педалью или рапелью.Спасы - отдельная эпархия,здесь мы вольны использовать всё что мы знаем и умеем.
Если вертикальщик владеет техникой,именно владеет,а не просто бездумно следует инструкции только так а не иначе,то разумеется такие методы в его арсенале только приветствуются.Чем больше методов и практики - тем больше поле деятельности,это если думать что делаешь.
Что за странный наезд?Lik писал(а):...Знаю твою нелюбовь к этой школе не по наслышке,более того,твоя школа - это моя школа,с неё я начал,её в я поддерживаю(в целом),но некоторые действия всё же притерпели изменения.Согласись - слепо действовать только твоим рекомендациям - это удел людей которые не ставят для себя никаких целей в спелеологии,овладеть вертикальной техникой для широкого спектра,не более.
Странно слышать это от человека, который лично со мной общался и неоднократно - неужто я когда призывал вас слепо следовать чему-либо или кому-либо, а тем более - мне?
Мне хотелось научить вас любить себя и заботиться о своей безопасности максимально возможным образом. И я старался открыть вам глаза на проколы в плане безопасности французской школы, так как ее авторитет громаден и в его свете очень трудно мыслить критически.
То есть моей главной целью всегда было пробудить творческое мышление с тем, чтобы уметь выбрать среди альтернатив.
Как и сейчас - в частности, на этом форуме.
Скажу также, что моя так называемая "нелюбовь" к французской школе относится только к ее консерватизму в определенных - четко конкретных моментах. Всем известно - каким: отношению к безопасности спуска.
Учился у них и до сих пор учусь всему полезному.
Но снова и снова в твоих словах звучит то же самое заблуждение: как будто что-то после нас изменилось и улучшилось. Да нет же!
Французская школа не претерпела никаких существенных изменений с момента возникновения, если не считать развития технологии материалов и нового снаряжения на старых принципах действия, изобретенных еще основоположниками Лионского клуба.
Мы в бывшем СССР - ГОРАЗДО ПОЗЖЕ! - переняв основы техники у болгарских и польских спелеологов, которые, в свою очередь, учились у французов, являемся более поздним направлением SRT, и потому именно наши разработки являются "изменениями", а не французские по отношению к нашим.
Нами разработан весь комплекс приемов работы с самостраховкой при спуске - как в индивидуальной технике, так и в спасработах.
Французы этого не умеют. Как работали без, так и продолжают.
Если этого не понять, то может показаться, что те технические приемы, которые используют сегодня большинство украинских и российских спелеологов (по сути - французские) являются чем-то более новым по отношению к тому, что делаем мы.
Это не так. Это все прежнее. Облаченное в новенькое снаряжение, но со старыми дырками в безопасности.
Принципиально новое сегодня - только у нас, к моему глубокому сожалению. И я берусь это доказать чисто на техническом уровне.
В противном случае готов принести извинения.
Однако я прекрасно осознаю, что мне не под силу преодолеть это положение дел. Слишком неравны силы.
Но и путать первичное с последующим не надо, ставя телегу впереди лошади.
Я там вопрос в личке задал, Саша, видел?
Борисыч
Ни в коем случае не наезд.Наверно я несколько не точно выразил свою мысль.Просто многие вертикальщики однозначно воспринимают полученные знания и методы,боятся экспериментировать.Разумеется в основном это связано с начальным уровнем и недостаточностью знаний,но я знаю многих,которые на таком этапе и остаются.К сожелению,касательно нашей страны,получивших знание вертикальной тех-ки и в частности СРТ - в спелеологии остаются буквально единицы,очень многие не ставят своей целью участие в совместных спелеоэкспедициях за рубежом,как следствие у них нет возможности увидеть что-то другое в тех-ке,отличное от того что они знают.
Российские и украинские спелеологи,в основном, используют французскую школу без изменений,в целом,но есть вариации: в буднях используют "Симпл" И "Стоп",а вот в больших дырах только рэк - другое ничего не выдерживает.Некоторые клубы ,литовцы к примеру,страхуются петцелевским жумаром,но вынуждены брать двойной комплект т.к. один не выдерживает - пропиливает обойму враз.Всё верно - не много претерпело изменений,но нюансы и дополнения появились.Один из сильнейших клубов бывшего союза,постоянно проводящий крупнейшие экспедиции,не используют самостраховку ведущим зажимом при спуске по следующим причинам-"Лучше контролировать одно устройство чем два" т.е. вся концентрация внимания на одном спусковом устр-ве,на вопрос - "А что если потеряешь контроль и бросишь рапель?"- отвечают просто -"А ты не бросай!":)
Российские и украинские спелеологи,в основном, используют французскую школу без изменений,в целом,но есть вариации: в буднях используют "Симпл" И "Стоп",а вот в больших дырах только рэк - другое ничего не выдерживает.Некоторые клубы ,литовцы к примеру,страхуются петцелевским жумаром,но вынуждены брать двойной комплект т.к. один не выдерживает - пропиливает обойму враз.Всё верно - не много претерпело изменений,но нюансы и дополнения появились.Один из сильнейших клубов бывшего союза,постоянно проводящий крупнейшие экспедиции,не используют самостраховку ведущим зажимом при спуске по следующим причинам-"Лучше контролировать одно устройство чем два" т.е. вся концентрация внимания на одном спусковом устр-ве,на вопрос - "А что если потеряешь контроль и бросишь рапель?"- отвечают просто -"А ты не бросай!":)
Наверно, и я что-то не так понял, ок.
Впрочем, сам этот ответ - уже признание беспомощности в этом моменте.
В этом моменте упомянутый клуб мало отличается от себя самого и от многих представителей Советской спелеологии 20-летней давности - аргументы доподлинно те же. И столь же внешне убедительны, сколь мало относятся к наиболее эффективным направлениям, если говорить об увеличении безопасности, конечно.
Но не только этим объясняется их нежелание использовать самостраховку - просто другие причины звучат не столь убедительно. Но они есть! Я о них писал в своих исследованиях, не хочется возвращаться, уходя от наименования темы.
Возвращаясь к теме "Выход из зависания", скажу, что еще одним "неубиенным" аргументом противников "самостраховки" является закоренелый страх перед зависанием на ней.
Как это ни парадоксально в наше время, большинство людей, работающих с веревками, не представляют себе, что "Выход из зависания" - это элементарнейший из технических приемов, занимающий секунды на исполнение.
Страх неудачи в случае зависания подстегивается тем, что статистика фиксирует только проблемы, связанные с зависанием.
А вот случаи, когда самостраховка спасает - по понятным причинам нигде и никем не фиксируются, кроме непосредственных участников. Все обошлось - и не о чем говорить! Вообще все, что кончается благополучно, из внимания привычно исключается.
Но это к слову.
Главное же заключается в том, что школа работы без самостраховки разработана капитально и известна большинству из ходящих в пещеры. Почему? Да потому что попытки сообразить надежную самостраховку в свое время потерпели полное фиаско! И народ сконцентрировался на том, как бы уцелеть без нее.
А вот школа использования самостраховки этому большинству не известна. Потому что после череды первых неудач была признана рядом лидирующих умников неперспективной и - более того! - опасной!
Итогом стало то, что последующее большинство воспринимало работу без самостраховки - нормой, а периодические трупы - неизбежностью. Сказано же - "не выпускай!" А выпустил - сам виноват, а техника тут ни при чем...
Следовательно, оно - это большинство, выбора не имеет.
Оно обречено ходить только одним определенным способом.
То подавляющее большинство из нас, кто придерживается канонов французской школы - не имеет выбора. Потому что не умеет ничего другого.
Главное же, как мы только что сообща установили, - это широта знаний, умений и навыков. Как увеличение числа степеней свободы.
Правда, это является главным для меня. Об остальных не скажу.
Но если кому-то интересен путь совершенствования вертикальной техники, то одним из наименее разработанных и наиболее перспективных является разработка снаряжения и техник самостраховки - при спуске, восхождениях, спасработах.
Здесь - лежит та "терра инкогнита" вертикальной техники, которая притягивает, к счастью, не только меня.
Не только ради искусства и творчества, но и из-за возможного результата - повышения безопасности на вертикалях.
Ну, и еще просто потому, что это интересно
Ну да, вместо того, чтобы честно сказать - "Тогда будет кердык".Lik писал(а):Один из сильнейших клубов бывшего союза,постоянно проводящий крупнейшие экспедиции,не используют самостраховку ведущим зажимом при спуске по следующим причинам-"Лучше контролировать одно устройство чем два" т.е. вся концентрация внимания на одном спусковом устр-ве,на вопрос - "А что если потеряешь контроль и бросишь рапель?"- отвечают просто -"А ты не бросай!":)
Впрочем, сам этот ответ - уже признание беспомощности в этом моменте.
В этом моменте упомянутый клуб мало отличается от себя самого и от многих представителей Советской спелеологии 20-летней давности - аргументы доподлинно те же. И столь же внешне убедительны, сколь мало относятся к наиболее эффективным направлениям, если говорить об увеличении безопасности, конечно.
Но не только этим объясняется их нежелание использовать самостраховку - просто другие причины звучат не столь убедительно. Но они есть! Я о них писал в своих исследованиях, не хочется возвращаться, уходя от наименования темы.
Возвращаясь к теме "Выход из зависания", скажу, что еще одним "неубиенным" аргументом противников "самостраховки" является закоренелый страх перед зависанием на ней.
Как это ни парадоксально в наше время, большинство людей, работающих с веревками, не представляют себе, что "Выход из зависания" - это элементарнейший из технических приемов, занимающий секунды на исполнение.
Страх неудачи в случае зависания подстегивается тем, что статистика фиксирует только проблемы, связанные с зависанием.
А вот случаи, когда самостраховка спасает - по понятным причинам нигде и никем не фиксируются, кроме непосредственных участников. Все обошлось - и не о чем говорить! Вообще все, что кончается благополучно, из внимания привычно исключается.
Но это к слову.
Главное же заключается в том, что школа работы без самостраховки разработана капитально и известна большинству из ходящих в пещеры. Почему? Да потому что попытки сообразить надежную самостраховку в свое время потерпели полное фиаско! И народ сконцентрировался на том, как бы уцелеть без нее.
А вот школа использования самостраховки этому большинству не известна. Потому что после череды первых неудач была признана рядом лидирующих умников неперспективной и - более того! - опасной!
Итогом стало то, что последующее большинство воспринимало работу без самостраховки - нормой, а периодические трупы - неизбежностью. Сказано же - "не выпускай!" А выпустил - сам виноват, а техника тут ни при чем...
Следовательно, оно - это большинство, выбора не имеет.
Оно обречено ходить только одним определенным способом.
То подавляющее большинство из нас, кто придерживается канонов французской школы - не имеет выбора. Потому что не умеет ничего другого.
Главное же, как мы только что сообща установили, - это широта знаний, умений и навыков. Как увеличение числа степеней свободы.
Правда, это является главным для меня. Об остальных не скажу.
Но если кому-то интересен путь совершенствования вертикальной техники, то одним из наименее разработанных и наиболее перспективных является разработка снаряжения и техник самостраховки - при спуске, восхождениях, спасработах.
Здесь - лежит та "терра инкогнита" вертикальной техники, которая притягивает, к счастью, не только меня.
Не только ради искусства и творчества, но и из-за возможного результата - повышения безопасности на вертикалях.
Ну, и еще просто потому, что это интересно
Борисыч
Я вообще то, когда говорил что это "стандартный метод" французов, имел прежде всего саму идею использовать как линейную опору свой ус, и ничего о порядке действий при спасработах. Насколько знаю (хотя могу и ошибаться) до того как этот способ показали французские спасатели, такой прием массово не использовался. Честно говоря, я у них на сборах не был, и знаю только про это понаслышке.Lik писал(а):Ну,на профи я не претендую,но ...слышать такое "французофф" или немного недослушать?!Первым делом у них (и не только) это встегнуться кор. усом в центральный карабин пострадавшего,страхуя его и себя от ошибок,а дальше по плану.Но способ как для себя -просто оригинален,хотя в современной технике прохождения полостей совершенно ненужен,разве что для начального уровня и как один из методов.
Ну и наверное при спасах я все таки не сам бы пристегивался к пострадавшему, а лучше его короткий ус пристегнул бы к своей дельте.
-
- Сообщения: 208
- Зарегистрирован: Пн май 07, 2007 4:08 pm
- Откуда: КС МГУ
- Контактная информация:
- tror
- Сообщения: 279
- Зарегистрирован: Ср янв 11, 2012 11:16 am
- Откуда: Харьков, СК "Вариант"
- Контактная информация:
Re: Самостраховка - выход из зависания
У меня порядок выхода из зависания такой:
1. Зафиксировать решетку(на данный момент использую обычную, U-образная рама)
2. Выщелкнуть педаль с ее карабином из карабина длинного уса(использую бейсик, в него муфтованным карабином встегнут длинный ус, а уже в этот карабин встегнута педаль)
3. Встегнуть педаль выше решетки.
4. Немного привстать на педали, спустить бейсик ниже.
5. Нагрузить спусковуху, снять педаль.
6. Вернуть педаль в карабин длинного уса.
7. Расфиксировать решетку, продолжить спуск.
Выполняется очень быстро, и без больших физических усилий.
1. Зафиксировать решетку(на данный момент использую обычную, U-образная рама)
2. Выщелкнуть педаль с ее карабином из карабина длинного уса(использую бейсик, в него муфтованным карабином встегнут длинный ус, а уже в этот карабин встегнута педаль)
3. Встегнуть педаль выше решетки.
4. Немного привстать на педали, спустить бейсик ниже.
5. Нагрузить спусковуху, снять педаль.
6. Вернуть педаль в карабин длинного уса.
7. Расфиксировать решетку, продолжить спуск.
Выполняется очень быстро, и без больших физических усилий.