Кстати, про какую жесткость Вы говорите?
Веревки, особенно статические имеют нелинейную нагрузочную характеристику, то есть с ростом нагрузки их модуль продольной упругости (жесткость) увеличивается. Например, нагружая вереку весом 100 гГ, мы растягиваем ее на 3%, а при нагружении весом 1000 кГ, растяжение будет не 30%, а гораздо меньше. Другими словами, с ростом нагрузок нелинейно увеличивается сопротивление веревки деформациям растяжения и изгиба - то есть жесткость.
Сравнивать спускеры можно лишь по
результатам, полученным в одинаковых условиях - нагрузки, веревки (их тип, диаметр, состояние), скорости спуска, влажность, температура и т.д. Иначе может получится реальный конфуз - спускаем 300 кг на рэке с четырмя перекладинами, а удержать не можем - руками надо тормозить с усилием 75 кГ.
Еще критерий сравнения - универсальность. В каком диапазоне условий работоспособно конкретное устройство. Параметр FMF очень нагляден и удобен для сравнения. И формула Эйлера для кабестана очень удобна. Больше всего усилие торможения зависит от угла охвата. Надо "всего лишь" вводить поправки в величину "мю" при изменении одного из дополнительных условий. Закономерность изменения "мю" от величины нагрузки уточнена в работе Мойера.
Зависимость от диаметра веревки - чуть-чуть дается в итальянских работах. Уже есть кое-какие уточнения.
Про испытания и математику. Конечно, полагаться только на математические вычисления - недопустимо, пока испытания не подтвердят достаточную точность математической модели. Но и математика может указать какие собственно испытания надо проводить и как полученные результаты объяснить.
пока все измеряется в статике, которую лишь и позволяют существующие испытательные стенды. Почти все. Пожалуй, Петцль мог бы поставить подобное тестирование...
VL без всякого Петцля проводит динамические испытания. Нехватает только измерительной аппаратуры для строгой фиксации результатов.
Тот же Аттавей иногда выбирается на пленэр чурку побросать. Вполне самодеятельные испытания у него получаются и с интересными результатами.
А все же переводить такие статьи и презентации надо и полезно - где бы еще время взять
Нда, коэффициент трения покоя больше, чем движения

. И 16 страниц технического текста - довольно много. Может на такие работы наваливаться большой командой? В качестве жеста доброй воли - "черновой" перевод первой страницы сабжа. Критические замечания и поправки приветствуются. Кто следующий? Если есть желающие продолжить, есть смысл в предварительной заявке на перевод N страниц, чтобы не делать лишней работы.
Механизм трения в практике спасработ с использованием веревок.
Стивен Аттавэй, (доктор наук)
Доклад на международном спасательном симпозиуме 1999 года.
Силы трения играют огромную роль при работе с веревками при проведении спасательных работ. Трение помогает нам при спуске спасателя и мешает при подъеме груза. Сила трения экспотенциально зависит от коэффициента трения и от геометрии пути прохождения веревки. Понимание этого факта очень важно для практики.
Применяя простейшую формулу кабестана, мы можем лучше понять поведение таких тормозных устройств как "туба", "рэк" или "восьмерка". Не противореча установившимся взглядам и приемам работы спасательного сообщества, в этой статье объясняется, почему одни устройства работают лучше других.
Те же закономерности можно исползовать и для того, чтобы понять поведение веревки, лежащей на поверхности скалы. Различием величины статического и динамического коэффициента трения можно объяснить эффект уменьшения сопротивления который спасатель иногда замечает при начале подъма груза на длинной веревке.
Динамические свойства веревки можно оценить длиной веревки, величиной нагрузки, модулем ее упругости и силой трения.
Закон трения.
Тангенциальные силы, возникающие между контактирующими поверхностями, известны как силы трения. Это силы сопротивления взаимному движению соприкасающихся тел. Как показали эксперименты , сила трения пропорциональна силе нормального давления по поверхности контакта. Математически эту зависимость можно выразить формулой:
Ff=m*Fn, где
Ff - сила трения,
m (мю) - так называемый коэффициент трения
Fn - сила нормального давления.
Когда приложенная сила будет больше максимальной силы трения (покоя), начнется движение - скольжение одного тела по другому. При этом сила трения (динамическая) останется пропорциональной нормальному давлению, но уменьшится по величине. Отношение максимальной силы трения, когда проскальзывания еще не происходит к нормальной силе называют статическим коэффициентом трения. Аналогично, для движущихся поверхностей используется динамический коэффициент трения. Переход от статического коэффициента трения к динамическому показан на рис.1.