Вот они:
1) Что стало с некогда уважаемой фирмой "Petzl", если она предлагает любителям маршрутов Виа Феррата - ЭТО?
2) На что надеются те любители "Виа Феррата", кто покупает - ЭТО? Да ладно бы покупали как пример нелепицы, так ведь и на маршруты с ЭТИМ идут.
Вот что я называю - ЭТО:
"Scorpio. Retractable Y-shaped lanyard with tearing energy absorber" - "Удлиняемые усы с разрывным амортизатором"
Да-да! Вот этот серенький мешочек скрывает супер-амортизатор "Petzl Scorpio"!
Для "Виа Феррата".
http://www.petzl.com/en/outdoor/via-fer ... pio-series
И далее идет цветистый гон (читайте инструкцию в pdf-формате) о том, что эти усы и их опупительный амортизатор ну абсолютно удовлетворяют требованиям Европейского стандарта EN-958 и UIAA-128 для страховочных систем "Виа Феррата"!
http://www.petzl.com/files/all/technica ... CORPIO.pdf
А ведь и правда, соответствуют! ведь в стандарте ничего не сказано о многоразовости срабатывания амортизатора.
Хотите верьте, хотите нет...
Удивленный до последней степени, я предпринял небольшое расследование.
Собственно, попал я на этот след, попытавшись отыскать на сайте "Petzl" усы для "Виа Феррата" "Zipper" с одноименным фрикционным амортизатором оригинальной клиновой конструкции.
Но как не искал - не нашел!
Тогда я начал лопатить каталоги. И что же выяснилось?
В каталоге 2010 года комплект усов "Zipper" (модель L56 WL) с полноценным фрикционный амортизатором присутствует. А рядышком уже серой мышкой тряпошная обманка "Scorpio" (модель L60 WL).
Уже раскручивают очередную туфту!..
В каталоге 2011 года модель «Zipper» с фрикционным амортизатором уже отсутствует напрочь!
Итак с 2011 года «Petzl» активно впетцылёвывает усы «Scorpio», с текстильным разрывным амортизатором «Absorbica» (!?!?!?)
При этом "честно" пишет в инструкции следующие словеса (буквально):
«ВНИМАНИЕ, ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ, нельзя повторно использовать SCORPIO после падения, приведшего к разрыву амортизатора. Она должна быть выбракована, включая карабины».
Оставим на совести плохой русский перевод с французского и давайте попытаемся представить, чем мыслит тот, кто покупает ЭТО... слова цензурного не подберу, и отправляется на маршрут «Виа Феррата».
О'кей, мы не в курсе, что такое "Виа Феррата", так как на великих просторах постсоветских государств таких маршрутов попросту не существует. Но зато ими полна Европа!
Открываем Интернет, быстренько ищем и смотрим фотографии.
Ну, хотя бы на сайте http://www.viaferrata.org/
Впечатляет?
Меня - очень даже.
А теперь представим, что мы срываемся где-то в средней части маршрута – ну, скажем, вот тут (фото с сайта выше):
С хорошим таким фактором, около 5,0.
И рвем к этой самой петцелёвой матери «Scorpio» на всю колбасу, пусть даже с допустимым усилием торможения в 6 kN, как объявлено производителем!
Мягко останавливаемся после падения, отираем пот, приходим в себя и тупо смотрим на изувеченные страховочные усы, которые вдруг стали на пару метров длиннее – опять же в строгом соответствии тому, что заявлено производителем.
А дальше что делать? Вертолет вызывать? Или доставать из рюкзака запасливо заначеный новенький комплект?
Кто-нибудь из вас, коллеги, носит в горы запасный комплект страховочной системы?
На всякий вонючий случай?
Лично я нет.
И пока мы это осознаем, болтаясь на останках «Scorpio», наш более предусмотрительный коллега, успевший прикупить «Petzl Ziper» образца до 2010 года, тоже срывается, и тоже повисает на мягко удлинившейся системе.
Да вот только ему никакого труда не будет стоить перезаправить веревку в фрикционном амортизаторе, вернув усам исходную длину, а системе – энергоемкость!
После чего он продолжит маршрут, ни мало не беспокоясь по поводу возможного следующего срыва - а ведь чего не бывает?
Ведь мы - с зачатками инженерного образования - четко понимаем, что страховочная система при погашении ударной нагрузки в каких-то 6-7 kN ну ни коим образом не может получить не то что смертельных, а даже мало-мальских повреждений.
Так что с ее (желанной для коммерсантов) заменой можно повременить, по крайней мере, до выхода с маршрута.
Вот что это?
Идиотизм коммерсантов-производителей, попутавших промальп с горами, которых просто никогда не видели?
Или циничная такая позиция по типу:
«А куда вы, дураки, на фиг, денетесь? Купите! Все одно ведь выбора нет. А думать вы уже давно разучились... А как вы там будете маршрут заканчивать нам по зиперу, за это фирма ответственности не несет».
Результат не заставил себя долго ждать. Уже 13 мая 2011 года на сайте «Petzl» появляется становящийся уже привычным в последние годы призыв:
«RECALL ALERT for inspection of all our SCORPIO via ferrata lanyards» - «Оповещение об отзыве для проверки всех наших страховочных усов «Скорпио» для виа феррата».
http://www.petzl.com/us/outdoor/news/pr ... ia-ferrata
Правда, отзыв касается только продукции произведенной до 17 мая 2011 года.
А сами усы «Скорпио» так и продолжают фигурировать в каталоге фирмы и на прилавках...
Когда последует следующая авария?
А ведь она обязательно будет.
Она заложена "Петцелями" в "SCORPIO" - как чека в гранату.
И повисая на маршрутах "Виа Феррата" на разрывном амортизаторе "Petzl Absorbica", мы на самом деле повисаем на этой чеке...
=============
Извините за горячность изложения.
Больно все больше терять уважение к единственной в Мире фирме, основанной спелеологом...
Я был бы счастлив, если бы кто-нибудь развеял этот морок и оказалось, что я просто что-то не так понял, ну, попутал, погорячился, а?



