Страница 1 из 1

Спуск на зажимах

Добавлено: Пт июн 20, 2008 1:41 pm
KBS
Каждый, кто работает с веревкой, должен в совершенстве уметь спускаться по ней не только традиционными способами, но и на зажимах.

Ситуации, когда необходим спуск на зажимах, следующие:

1) Подход к зависшему ниже на веревке товарищу (да, номинально существуют способы спуска по натянутой веревке на ФСУ типа "боббина" и "рэк", но очень часто проще и безопаснее воспользоваться зажимами)

2) Преодоление узла "классическим" способом при спуске.

3) Если нужно занять точную позицию на веревке или постоянно корректировать ее во время каких-то действий на вертикали (особенно при ведении спасработ).

4) Если при подъеме зацепился транспортируемый на беседке мешок и просто выдернуть его не удается - шажок-другой вниз, и все в порядке.

Если кто напомнит еще ситуации, буду признателен :)

Чаще всего спуск ограничивается несколькими шагами, не более, но и их надо уметь сделать без излишних усилий и курьезов.

===================

Спуск на зажимах требует выполнения нескольких требований.

1) Умения держать веревку ниже "кролля" ногами: двумя и одной.

Изображение Изображение
(захват рапели двумя и одной ногой показывает Алина Гаузштейн, клуб "Сумган", 1988 год)

Как это правильно и эффективно делать, рассказано в теме: "Захват веревки ногами при подъеме" viewtopic.php?t=268

2) Жестко затянутого чересплечного ремня.

3) Правильного манипулирования кулачком "кролля" - отводить его от веревки, но не выстегивать совсем! А также не давать его зубчикам раньше времени вцепиться в веревку.

4) Хорошей координации движения тела с "кроллем", чтобы опускаться вниз строго вдоль веревки без перекосов, которые приведут к преждевременному схватыванию кулачка.

5) Ноги (нога) в педали должны опираться в направлении "под себя", но не в стороны (собственно, так как и при подъеме, вот только ноги будут нас не выталкивать вверх, а приопускать).

Следует помнить правило: легче сделать два небольших шага, чем один большой. Терпение и аккуратность.

Добавлено: Вс июн 22, 2008 12:20 pm
KBS
Итак, спуск на зажимах.

Исходное положение:

1) Два зажима на веревке, сидим на "кролле".
2) Чересплечный ремень затянут до отказа - малейшее движение плечами вверх должно передаваться на "кролль"!

Порядок действий.

1) Вставляем в стремя одну ногу, захватив ей веревку.

Изображение

2) Устанавливаем ведущий зажим с педалью над "кроллем" на расстоянии, достаточном, чтобы хватило места (а главное движения плечами!) сдвинуть кролль вверх для выхода из зацепления с веревкой его кулачка. Обычно это около 20-25 см, можно меньше и больше, но следует понимать, что чем выше пуани над кроллем в начале шага, тем меньше сам последующий шаг вниз.

Изображение

4) Теперь разбираемся с руками.
- Левая рука держит рапель высоко над ведущим зажимом - надо обеспечить максимальную вертикальность тела, чтобы в "кролле" не было перегиба веревки!
- Правая занимается защелкой "кролля" и проходящей через него веревкой, поэтому готовим ее для этого: указательным и большим пальцами держим фиксатор, а остальными упираемся в веревку, прижимая ее к сгибу обоймы "кролля".

Изображение

5) Подтягиваем опорную ногу (колено внутрь - прижали веревку между педалью и голенью!) пяткой под себя, чтобы обеспечить строго вертикальное усилие - и этим избежать перегиба веревки в "кролле".

Внимание!
Проблемы со спуском на зажимах - продирание кролля вниз, вместо легкого его опускания, чаще всего объясняются излишним изгибом веревки в "кролле", который нам не удалось ликвидировать. Если веревка от ноги к верхней руке через "кролль" идет без существенного изгиба - он скользит вниз как миленький. Обратите внимание на угол изгиба веревки на фото.

Второй причиной проблем может быть неправильное приложение усилия к "кроллю" со стороны чересплечного ремня - если мы перекашиваем "кролль" неуклюжим натягом плеч так, что веревка ложится на его кулачок, а не силовую скобу корпуса - понятно, что "кролль" не идет!

6) Чуть-чуть привстаем (тело максимально вертикально!)
- "кролль" подается вверх от натяжения чересплечного ремня, и его кулачок выходит из зацепления (мы это чувствуем пальцами!)
- помогаем ему большим и указательным пальцами, отводим кулачок, упирая фиксатор в корпус, но другими пальцами по-прежнему прижимаем веревку в скобу корпуса "кролля"!

7) Как только кролль встал в положение "полуоткрыт на фиксаторе", тут же сгибаем ногу в колене и опускаемся вниз, ведя "кролль" вдоль веревки, удерживая его от касания ее зубчиками, а левой верхней рукой скользя вниз по рапели (перчатка не повредит!), опускаемся разумно - сантиметров на 15-30, сколько получится, главное - не повиснуть на самостраховке! :)

Изображение Изображение

8] Отпускаем кулачок и садимся на "кролль".

9) Осталось только сдвинуть вниз верхний зажим на расстояние для следующего шага.

Изображение
(Красные черточки - примерный уровень расположения зажимов перед следующим шагом)

Внимание!
Сдвигая ведущий зажим, не забудьте, что ваша нога в педали - не рвите зажим, пока не разгрузите его! :)

Добавлено: Вс июн 22, 2008 12:27 pm
KBS
Спуск с нормальным грузом

При спуске с грузом может оказаться необходимым упор в стремя двумя ногами с обязательным захватом ими веревки.

(Смотрите тему "Захват веревки ногами при подъеме"viewtopic.php?t=268)

Последовательность действий и требования абсолютно одинаковы.
Надо стремиться к минимальному изгибу веревки в "кролле" и четко работать правой рукой, прижимая веревку к его скобе,отводя ее от кулачка.

Добавлено: Вс июн 22, 2008 12:40 pm
KBS
Внимание!

Если вы несете на себе человека, обычные техники подъема и спуска на зажимах чаще всего оказываются не эффективны.

Помните!
Единожды нагрузив свой "кролль" таким грузом, вы можете оказаться в положении пострадавшего, так как не сможете уже его отцепить от веревки, не зная как это делается.


Любой груз тяжелее нормального (нормальным считаю 2 мешка = примерно 25-30 кг) на сколько-нибудь приличные расстояния лучше всего поднимать способом противовеса на ведущем зажиме (я его называю по-старинке "La Rocco", есть и другие названия, но суть одна).