Страница 1 из 1
Переход от спуска к подъему и наоборот
Добавлено: Чт июн 19, 2008 4:07 pm
KBS
Это простейшие маневры на веревке, которые лежат в основе других более сложных, как составные базовые элементы.
После начального освоения собственно спуска и подъема как таковых, полезно попрактиковаться в этих переходах, чтобы в любой момент иметь возможность изменить направление движения по веревке на противоположное.
Добавлено: Чт июн 19, 2008 5:39 pm
KBS
Переход от спуска к подъему на зажимах
Исходное положение
Согласно Азиатской школе SRT: спускаемся на "Азиан-рэк" с самостраховкой зажимом. (Спускер, конечно, может быть любым из нормальных, но самостраховка при спуске обязательна - это основа философии нашей техники).
Существуют 2 варианта выполнения приема.
Способ 1: Классический
Этот способ имеет корни, наверно, где-то в самом начале появления SRT, поэтому я так его называю.
В его основе лежит подзабытый уже принцип самостраховки:
"Сначала пристегни, а потом отстегивай!"
А)
Прекращаем спуск и фиксируем ФСУ.
Б) Вставляем стопу в педаль и, сгибая ногу в колене,
поднимаем ведущий зажим так, чтобы создать расстояние между ним и ФСУ, достаточное для пристегивания "кролля". Обычно с гарантией хватает 20-30 см. Но если будет 0,5 м - только удобнее.
В)
Открываем "кролль" и подтягиваем чересплечный ремень, чтобы "кролль" не болтался, а принял четко вертикальное положение.
Внимание! Если идете с грузом - затяните "кролль" максимально туго, иначе едва ли что получится - мешки утянут "кролль" вместе с беседочным мэйлоном вниз, и будет неприятно.
Г)
Подтягиваем пятку опорной ноги с педалью под себя, чтобы правильно приложить усилие вставания, и
беремся левой рукой повыше за рапель, в то время ккак
правая готова манипулировать "кроллем".
Д) Упираясь в стремя,
встаем на вытянутую ногу (не на полусогнутых!).
Е)
Пристегиваем "кролль" к рапели под ведущим зажимом.
(Если что-то заколодит и понадобится вторая рука - держимся сгибом левой руки за рапель, освободив пальцы для работы, и стоим предельно прямо! Это легче всего)
Ж)
Садимся на "кролль" Уфффффф
З)
Выстегиваем из веревки спускер и приступаем к подъему.
На самом деле все получается быстро и легко, если снаряжение подогнано и движения координированы..
Добавлено: Чт июн 19, 2008 6:18 pm
KBS
Способ 2: "Азиатский"
Способ возник у нас в клубе "Сумган", потому для определенности я его так обозначил. Хотя наверняка во многих других местах он был найден точно так же, независимо, как это всегда бывает.
В основе способа
элементарный кубик выхода из зависания на самостраховочном зажиме при спуске -
использование короткого уса для виса на зажиме.
(Смотрим тему "
Самостраховка - выход из зависания"
viewtopic.php?t=262)
1)
Прекращаем спуск в выбранном месте и
фиксируем ФСУ (в принципе, фиксирование не обязательно, можно просто остановиться. Однако фиксирование спускера при любых остановках - это полезный рефлекс!)
2)
Сдвигаем к себе зажим самостраховки.
3)
Пристегиваем карабин рабочего уса к рукоятке зажима или
рапели над ним (что удобнее!), затем поднимаем зажим вверх до натяга рабочего уса.
4)
Снимаем фиксацию ФСУ и практически сразу повисаем на рабочем усе, пристегнутом к страховочному зажиму или веревке над ним
так
или так
5)
Вынимаем веревку из ФСУ
6)
Встегиваем ее в "кролль".
7)
Делаем полшага вверх, чтобы ослабить и выстегнуть из зажима рабочий ус[/color].
8]
Выстегиваем рабочий ус и можем начинать подъем.
Этот способ чрезвычайно хорош при работе с грузом или пострадавшим, так как полностью исключает силовую составляющую при переходе к подъему. Да и вообще удобнее и быстрее.
Внимание! Пользуйтесь кондиционными зажимами проверенных фирм, чтобы позволить себе зависания на одинарном зажиме.
При малейшем подозрении, что зажим может проскользнуть (зажим изношен, веревка в глине или обмерзла), пользуйтесь "классическим" способом.
Он гарантирует постоянные 2 точки прикрепления к веревке.
Добавлено: Чт июн 19, 2008 6:48 pm
KBS
Переход от подъема на зажимах к спуску
Исходное положение - понятно, два зажима на веревке.
Существуют опять же 2 варианта выполнения приема.
Способ 1: Классический
В его основе лежит все тот же старый добрый принцип
любой самостраховки:
"Сначала пристегни, а потом отстегивай!"
А) Прекратив подъем,
сидим на "кролле".
Б)
Вставляем рапель в ФСУ максимально близко под "кроллем" и
надежно фиксируем!
В случае с "Азиан-рэк" и любыми спускерами этого класса следует отдельно потренировать этот элемент, так как для правильного встегивание веревки требуется некоторое пространственное воображение - рэк в этот момент перевернут, и все как бы выглядит необычно.
В)
Устанавливаем ведущий зажим на минимально возможном расстоянии над "кроллем", чтобы позволить себе, привстав на педали, потянуть "кролль" вверх чересплечным ремнем и вывести его из зацепления с веревкой. При правильно отрегулированном снаряжении обычно это не более 10-15 см
Ситуация осложняется тем, что веревка вставлена и зафиксирована в ФСУ, и ее вес уже не помогает ей проходить через "кролль".
Г)
Подтягиваем пятку опорной ноги с педалью под себя, чтобы правильно приложить усилие вставания, и
беремся левой рукой повыше за рапель, в то время как
правая готова манипулировать "кроллем".
Д) Упираясь в стремя,
встаем , попутно сдвигая вверх и выстегивая "кролль".
Если это "попутно" не получилось ("кролль" закусил), встаем на вытянутую ногу (не на полусогнутых!) и, держась сгибом левой руки за рапель, двумя руками справляемся с "кроллем".
Е)
Мягко опускаемся на ФСУ - обязательно
визуально проконтролировав его фиксацию!
Если все было отрегулировано и сделано правильно, мы оказались в положении спуска с самостраховкой, и длинный страховочный ус не натянулся.
Если произошло зависание на самостраховке (проскользнуло расфиксировавшееся ФСУ или слишком высоко поставлен пуани над "кроллем"), выходим из него одним из известных способов
(Смотрим тему
"Самостраховка - выход из зависания"
viewtopic.php?t=262)
Добавлено: Чт июн 19, 2008 8:54 pm
KBS
Способ 2: "Азиатский" (с коротким усом)
Здесь все несколько проще.
1)
Сидим на "кролле". в положении подъема на зажимах.
2)
Пристегиваем карабин рабочего уса в рапель над зажимом
или в ручку пуани (те, кто ходит по французской моде с "бэйсиком" могут использовать для этого карабин "бэйсика").
3)
Поднимаем пуани вверх до натяга рабочего уса.
4)
Готовимся выстегнуть "кролль", для чего:
-
захватываем ногой (ногами) веревку под "кроллем"
-
Беремся левой рукой повыше за рапель,
-
Правую - на фиксатор "кролля" в готовности к его отстегиванию.
Надеюсь, что чересплечный ремень затянут, все же поднимались только что
5)
Привстаем обычным для подъема образом,
одновременно правой рукой отводя фиксатор "кролля", открывая его, и выстегиваем с веревки.
Именно привстаем! Самая небольшая амплитуда из возможных!
Но если поначалу это не удается, вставайте смело на вытянутую ногу и вытряхивайте из "кролля" веревку. Только не садиться на него, пока он не выстегнут! А то придется повторять все с самого начала.
Если даже мы не совсем удачно прихыватили веревку ногами, в любом случае вес веревки работает на нас, автоматически протягивая ее через "кролль", А потому процесс выстегивания обычно проблем не вызывает.
6)
Мягко опускаемся на короткий ус. Чем меньше была амплитуда движения вверх, тем меньше придется садиться и мягче все произойдет.
Не забываем - мы - на единственном зажиме! Поэтому никаких рывков и неуклюжестей, все предельно мягко и грациозно
7)
Вставляем рапель в ФСУ - максимально высоко (без малейшей слабины между спускером и пуани!) и
надежно фиксируем!
8] Привстаем и
отстегиваем карабин рабочего уса от веревки над пуани или из его ручки.
9)
Мягко садимся на ФСУ,
обязательно перед тем проверив визуально его фиксацию!
10)
Опускаем пониже страховочный зажим.
Мы - в положении спуска.
Если произойдет проскальзывание расфиксировавшегося ФСУ, мы повиснем на пуани, и выйти из зависания можно одним из известных способов.
Но этого случиться не должно! Такое зависание говорит о том, что мы не умеем фиксировать свой спускер и не внимательны, очень опасно не внимательны!
11)
Снмаем фиксацию ФСУ и поехали
К сожалению в этом способе не удается уйти от силовых моментов, но все же они куда менее неприятны, чем борьба с закусившим кроллем при невозможности потянуть ногами веревку.
Внимание!
Пользуйтесь кондиционными зажимами проверенных фирм, чтобы позволить себе зависания на одинарном зажиме.
При малейшем подозрении, что зажим может проскользнуть (зажим изношен, веревка в глине или обмерзла), пользуйтесь "классическим" способом.
Он гарантирует постоянные 2 точки прикрепления к веревке.
Добавлено: Вт июн 24, 2008 6:33 pm
KBS
Поставил фото
Добавлено: Пн авг 08, 2011 11:28 am
Палч
Изучил, попробовал. Страшно только, что карабин уса, который встегивается выше зажима, при неправильном приложении нагрузок может соскочить и проскользнуть через корпус зажима. Имею в виду при переходе от подъема к спуску. Размеры позволяют
Добавлено: Пн авг 08, 2011 7:58 pm
GamoveR
Размер карабина короткого уса должен быть такой, чтобы в него не мог пролезть корпус зажима.
Но даже если он проскочит, ничего страшного. Вы просто зависните на длинном усе, и потребуется пристегнуть короткий ус заново. А если не торопиться, и нагружать короткий ус плавно, карабин не соскакивает с верха зажима.
Re: Переход от спуска к подъему и наоборот
Добавлено: Вс янв 22, 2012 6:37 pm
Cова
Видела на соревнованиях у питерских ребят,что они при переходе с подъема на спуск или при переходе через узел всегивают рабочий ус не выше пуани,а в верхнее отверстие.Туда,куда встегивают иногда карабин,чтоб пуани не открывался на наклонных перилах.
Правильно ли?Или встегивание уса в перила надежнее и безопаснее?
Re: Переход от спуска к подъему и наоборот
Добавлено: Чт янв 26, 2012 10:20 am
GamoveR
При правильном размере карабина (см. выше) встегивание уса в рапель над пуани так же надежно, как и в это отверстие. А в отверстие нужно еще и попасть. А потом еще и вытащить его из этого отверстия. В общем, Вам стоит попробовать и сравнить оба варианта.
У меня на коротком усе стоит карабин CAMP HMS COMPACT. Вот такой:
http://www.camp-usa.com/
При этом, мой пуани - Kong Lift через такой карабин не пролезает. Я его переделал в немуфтованный - спилил с него муфту, сточил резьбу, убрал стопорное колечко. Раскрытие - 28 мм. Как карабин короткого уса он меня устраивает полностью. Испытан пещерами, недостатков не обнаружено.
Кстати, сколько раз переходил с подъема на спуск, ни разу карабин с верха пуани не слетал. Главное четко отработать сам маневр.
Re: Переход от спуска к подъему и наоборот
Добавлено: Чт янв 26, 2012 8:31 pm
KBS
Хорошее раскрытие!
И потом соревнования - это не то, на что стоит ориентироваться при понимании вертикальной техники, используемой для решения реальных задач.
По моему личному глубокому убеждению.
Подкрепленному изрядным опытом участия, судейства и постановки спелео, горных и спасательных соревнований. )))