Переход от спуска к подъему и наоборот

Ответить
Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Переход от спуска к подъему и наоборот

Сообщение KBS » Чт июн 19, 2008 4:07 pm

Это простейшие маневры на веревке, которые лежат в основе других более сложных, как составные базовые элементы.

После начального освоения собственно спуска и подъема как таковых, полезно попрактиковаться в этих переходах, чтобы в любой момент иметь возможность изменить направление движения по веревке на противоположное.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Чт июн 19, 2008 5:39 pm

Переход от спуска к подъему на зажимах

Исходное положение
Согласно Азиатской школе SRT: спускаемся на "Азиан-рэк" с самостраховкой зажимом. (Спускер, конечно, может быть любым из нормальных, но самостраховка при спуске обязательна - это основа философии нашей техники).

Существуют 2 варианта выполнения приема.

Способ 1: Классический

Этот способ имеет корни, наверно, где-то в самом начале появления SRT, поэтому я так его называю.

В его основе лежит подзабытый уже принцип самостраховки:
"Сначала пристегни, а потом отстегивай!"

А) Прекращаем спуск и фиксируем ФСУ.

Б) Вставляем стопу в педаль и, сгибая ногу в колене, поднимаем ведущий зажим так, чтобы создать расстояние между ним и ФСУ, достаточное для пристегивания "кролля". Обычно с гарантией хватает 20-30 см. Но если будет 0,5 м - только удобнее.

В) Открываем "кролль" и подтягиваем чересплечный ремень, чтобы "кролль" не болтался, а принял четко вертикальное положение.

Внимание! Если идете с грузом - затяните "кролль" максимально туго, иначе едва ли что получится - мешки утянут "кролль" вместе с беседочным мэйлоном вниз, и будет неприятно.

Г) Подтягиваем пятку опорной ноги с педалью под себя, чтобы правильно приложить усилие вставания, и беремся левой рукой повыше за рапель, в то время ккак правая готова манипулировать "кроллем".

Д) Упираясь в стремя, встаем на вытянутую ногу (не на полусогнутых!).

Е) Пристегиваем "кролль" к рапели под ведущим зажимом.
(Если что-то заколодит и понадобится вторая рука - держимся сгибом левой руки за рапель, освободив пальцы для работы, и стоим предельно прямо! Это легче всего)

Ж) Садимся на "кролль" Уфффффф :)

З) Выстегиваем из веревки спускер и приступаем к подъему.

На самом деле все получается быстро и легко, если снаряжение подогнано и движения координированы..
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Чт июн 19, 2008 6:18 pm

Способ 2: "Азиатский"

Способ возник у нас в клубе "Сумган", потому для определенности я его так обозначил. Хотя наверняка во многих других местах он был найден точно так же, независимо, как это всегда бывает.

В основе способа элементарный кубик выхода из зависания на самостраховочном зажиме при спуске - использование короткого уса для виса на зажиме.
(Смотрим тему "Самостраховка - выход из зависания"viewtopic.php?t=262)

1) Прекращаем спуск в выбранном месте и фиксируем ФСУ (в принципе, фиксирование не обязательно, можно просто остановиться. Однако фиксирование спускера при любых остановках - это полезный рефлекс!)

Изображение

2) Сдвигаем к себе зажим самостраховки.

Изображение

3) Пристегиваем карабин рабочего уса к рукоятке зажима или рапели над ним (что удобнее!), затем поднимаем зажим вверх до натяга рабочего уса.

Изображение

4) Снимаем фиксацию ФСУ и практически сразу повисаем на рабочем усе, пристегнутом к страховочному зажиму или веревке над ним
так
Изображение
или так
Изображение

5) Вынимаем веревку из ФСУ

Изображение

6) Встегиваем ее в "кролль".

Изображение

7) Делаем полшага вверх, чтобы ослабить и выстегнуть из зажима рабочий ус[/color].

Изображение

8] Выстегиваем рабочий ус и можем начинать подъем.

Изображение

Этот способ чрезвычайно хорош при работе с грузом или пострадавшим, так как полностью исключает силовую составляющую при переходе к подъему. Да и вообще удобнее и быстрее.

Внимание! Пользуйтесь кондиционными зажимами проверенных фирм, чтобы позволить себе зависания на одинарном зажиме.
При малейшем подозрении, что зажим может проскользнуть (зажим изношен, веревка в глине или обмерзла), пользуйтесь "классическим" способом. Он гарантирует постоянные 2 точки прикрепления к веревке.
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 9:06 pm, всего редактировалось 3 раза.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Чт июн 19, 2008 6:48 pm

Переход от подъема на зажимах к спуску

Исходное положение - понятно, два зажима на веревке.

Существуют опять же 2 варианта выполнения приема.

Способ 1: Классический

В его основе лежит все тот же старый добрый принцип любой самостраховки:
"Сначала пристегни, а потом отстегивай!"

А) Прекратив подъем, сидим на "кролле".

Б) Вставляем рапель в ФСУ максимально близко под "кроллем" и надежно фиксируем!

В случае с "Азиан-рэк" и любыми спускерами этого класса следует отдельно потренировать этот элемент, так как для правильного встегивание веревки требуется некоторое пространственное воображение - рэк в этот момент перевернут, и все как бы выглядит необычно.

В) Устанавливаем ведущий зажим на минимально возможном расстоянии над "кроллем", чтобы позволить себе, привстав на педали, потянуть "кролль" вверх чересплечным ремнем и вывести его из зацепления с веревкой. При правильно отрегулированном снаряжении обычно это не более 10-15 см

Ситуация осложняется тем, что веревка вставлена и зафиксирована в ФСУ, и ее вес уже не помогает ей проходить через "кролль".

Г) Подтягиваем пятку опорной ноги с педалью под себя, чтобы правильно приложить усилие вставания, и беремся левой рукой повыше за рапель, в то время как правая готова манипулировать "кроллем".

Д) Упираясь в стремя, встаем , попутно сдвигая вверх и выстегивая "кролль".

Если это "попутно" не получилось ("кролль" закусил), встаем на вытянутую ногу (не на полусогнутых!) и, держась сгибом левой руки за рапель, двумя руками справляемся с "кроллем".

Е) Мягко опускаемся на ФСУ - обязательно визуально проконтролировав его фиксацию!

Если все было отрегулировано и сделано правильно, мы оказались в положении спуска с самостраховкой, и длинный страховочный ус не натянулся.

Если произошло зависание на самостраховке (проскользнуло расфиксировавшееся ФСУ или слишком высоко поставлен пуани над "кроллем"), выходим из него одним из известных способов
(Смотрим тему "Самостраховка - выход из зависания"
viewtopic.php?t=262)
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 9:07 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Чт июн 19, 2008 8:54 pm

Способ 2: "Азиатский" (с коротким усом)

Здесь все несколько проще.

1) Сидим на "кролле". в положении подъема на зажимах.

Изображение

2) Пристегиваем карабин рабочего уса в рапель над зажимом

Изображение

или в ручку пуани (те, кто ходит по французской моде с "бэйсиком" могут использовать для этого карабин "бэйсика").

Изображение

3) Поднимаем пуани вверх до натяга рабочего уса.

Изображение

4) Готовимся выстегнуть "кролль", для чего:
- захватываем ногой (ногами) веревку под "кроллем"

Изображение

- Беремся левой рукой повыше за рапель,

Изображение

- Правую - на фиксатор "кролля" в готовности к его отстегиванию.

Изображение

Надеюсь, что чересплечный ремень затянут, все же поднимались только что :)

5) Привстаем обычным для подъема образом, одновременно правой рукой отводя фиксатор "кролля", открывая его, и выстегиваем с веревки.

Изображение

Именно привстаем! Самая небольшая амплитуда из возможных!
Но если поначалу это не удается, вставайте смело на вытянутую ногу и вытряхивайте из "кролля" веревку. Только не садиться на него, пока он не выстегнут! А то придется повторять все с самого начала.
Если даже мы не совсем удачно прихыватили веревку ногами, в любом случае вес веревки работает на нас, автоматически протягивая ее через "кролль", А потому процесс выстегивания обычно проблем не вызывает.

6) Мягко опускаемся на короткий ус. Чем меньше была амплитуда движения вверх, тем меньше придется садиться и мягче все произойдет.

Изображение

Не забываем - мы - на единственном зажиме! Поэтому никаких рывков и неуклюжестей, все предельно мягко и грациозно :)

7) Вставляем рапель в ФСУ - максимально высоко (без малейшей слабины между спускером и пуани!) и надежно фиксируем!

Изображение

8] Привстаем и отстегиваем карабин рабочего уса от веревки над пуани или из его ручки.

Изображение

9) Мягко садимся на ФСУ, обязательно перед тем проверив визуально его фиксацию!

Изображение

10) Опускаем пониже страховочный зажим.

Изображение

Мы - в положении спуска.
Если произойдет проскальзывание расфиксировавшегося ФСУ, мы повиснем на пуани, и выйти из зависания можно одним из известных способов.
Но этого случиться не должно! Такое зависание говорит о том, что мы не умеем фиксировать свой спускер и не внимательны, очень опасно не внимательны!

11) Снмаем фиксацию ФСУ и поехали

Изображение

К сожалению в этом способе не удается уйти от силовых моментов, но все же они куда менее неприятны, чем борьба с закусившим кроллем при невозможности потянуть ногами веревку.

Внимание!
Пользуйтесь кондиционными зажимами проверенных фирм, чтобы позволить себе зависания на одинарном зажиме.
При малейшем подозрении, что зажим может проскользнуть (зажим изношен, веревка в глине или обмерзла), пользуйтесь "классическим" способом. Он гарантирует постоянные 2 точки прикрепления к веревке.
Последний раз редактировалось KBS Пн янв 09, 2012 9:22 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Вт июн 24, 2008 6:33 pm

Поставил фото
Борисыч

Аватара пользователя
Палч
Сообщения: 46
Зарегистрирован: Ср июл 01, 2009 3:43 pm
Откуда: Пермский край
Контактная информация:

Сообщение Палч » Пн авг 08, 2011 11:28 am

Изучил, попробовал. Страшно только, что карабин уса, который встегивается выше зажима, при неправильном приложении нагрузок может соскочить и проскользнуть через корпус зажима. Имею в виду при переходе от подъема к спуску. Размеры позволяют
С уважением, Павлович

Аватара пользователя
GamoveR
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2009 6:51 am
Откуда: Майкоп

Сообщение GamoveR » Пн авг 08, 2011 7:58 pm

Размер карабина короткого уса должен быть такой, чтобы в него не мог пролезть корпус зажима.
Но даже если он проскочит, ничего страшного. Вы просто зависните на длинном усе, и потребуется пристегнуть короткий ус заново. А если не торопиться, и нагружать короткий ус плавно, карабин не соскакивает с верха зажима.

Cова
Сообщения: 5
Зарегистрирован: Вт фев 05, 2008 11:31 pm
Откуда: Петербург
Контактная информация:

Re: Переход от спуска к подъему и наоборот

Сообщение Cова » Вс янв 22, 2012 6:37 pm

Видела на соревнованиях у питерских ребят,что они при переходе с подъема на спуск или при переходе через узел всегивают рабочий ус не выше пуани,а в верхнее отверстие.Туда,куда встегивают иногда карабин,чтоб пуани не открывался на наклонных перилах.
Правильно ли?Или встегивание уса в перила надежнее и безопаснее?
зачем уходим мы туда?Не знаем сами...

Аватара пользователя
GamoveR
Сообщения: 527
Зарегистрирован: Сб сен 26, 2009 6:51 am
Откуда: Майкоп

Re: Переход от спуска к подъему и наоборот

Сообщение GamoveR » Чт янв 26, 2012 10:20 am

При правильном размере карабина (см. выше) встегивание уса в рапель над пуани так же надежно, как и в это отверстие. А в отверстие нужно еще и попасть. А потом еще и вытащить его из этого отверстия. В общем, Вам стоит попробовать и сравнить оба варианта.

У меня на коротком усе стоит карабин CAMP HMS COMPACT. Вот такой:
Изображение
http://www.camp-usa.com/

При этом, мой пуани - Kong Lift через такой карабин не пролезает. Я его переделал в немуфтованный - спилил с него муфту, сточил резьбу, убрал стопорное колечко. Раскрытие - 28 мм. Как карабин короткого уса он меня устраивает полностью. Испытан пещерами, недостатков не обнаружено.
Кстати, сколько раз переходил с подъема на спуск, ни разу карабин с верха пуани не слетал. Главное четко отработать сам маневр.
My finger's on the Trigger, and it do seems right!

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Re: Переход от спуска к подъему и наоборот

Сообщение KBS » Чт янв 26, 2012 8:31 pm

Хорошее раскрытие!

И потом соревнования - это не то, на что стоит ориентироваться при понимании вертикальной техники, используемой для решения реальных задач.
По моему личному глубокому убеждению.
Подкрепленному изрядным опытом участия, судейства и постановки спелео, горных и спасательных соревнований. )))
Борисыч

Ответить

Вернуться в «SRT - Азиатская школа»