Страница 1 из 1

Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Сб мар 23, 2013 8:53 am
KBS
Эту работу я написал еще в первой половине 2012 года.

Побудительным мотивом стало практическое наблюдение за удавкой "британского Баррела" на концах страховочных усов, в результате чего я придумал вариант удавки на карабине с двумя оборотами-шлагами.

Вполне возможно, что кто-то еще до меня придумал это решение, но я пришел к нему самостоятельно и пока не имею примеров-аналогов из мировой практики.

Я поделился придумкой с Сергеем Евдокимовым (Пермь), и он попросил меня написать статейку для Журнала Ассоциации Спелеологов Урала.
Ну, начал писать статейку, а растащило, как всегда, на более широкий анализ по Теме :)

Работу Сергеич разбил на 3 части и опубликовал в своей редакции в Журналах АСУ №12 - №13 и №14 - последний только что вышел в марте 2013 года.
http://viv-asu.ru/index.php?option=com_ ... &Itemid=39

Изображение Изображение Изображение

Так что теперь я могу тоже поместить работу на своем сайте.
Что и делаю.

Изображение

Скачать-почитать можно здесь:

https://soumgan.com/#rubric=srt&page ... nly_Barrel


Надеюсь, что кому-нибудь все это пригодится.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пн мар 25, 2013 7:02 am
KBS
Да, действительно надо перенести сюда сообщение Asanga от 24 марта 2013 года:

Спасибо! Прочитал с удовольствием.
И сразу же возникло несколько мыслей. Если не в тему, можно перенести.

1. Насколько понимаю, общепринятой практикой является затягивание узлов усилием равным весу человека. При этом усилие надо приложить и к рабочему концу, и к хвостику. Если на испытаниях узел баррел был затянут с усилием в 20 кг, то получается, что он был просто недотянут! И если его затянуть как положено, то вполне возможно, преимущество в надежности перед "восьмеркой" просто исчезнет.

2. В то же время (далее личный опыт), если баррел затянуть как положено (ну по крайней мере как я это понимаю и делаю :D ), развязать его практически нереально, даже если вытянуть карабин из петли удавки. По крайней мере у меня не получилось ни разу. Может быть потому, что вяжу лонжу из мокрой 9 мм веревки, а с более толстой и сухой веревкой будет по другому?

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 04, 2013 9:38 am
GamoveR
Очень интересно. Спасибо.

Несколько замечаний.
1. Все-таки, лично я считаю, что если усы с узлами Баррел и длиной 60 см имеют преимущество в энергоёмкости перед усами с восьмерками, то они будут иметь это преимущество и при других длинах (из-за того, что энергоёмкость самого узла не зависит от длины веревки, на которой он завязан). При этом в более коротких усах вклад энергоёмкости узлов в общую энергоёмкость будет больше, в более длинных - меньше.

2. Если сравнивать длину прямого участка веревки в усах с Баррелами и с восьмерками, то можно заметить, что внутри восьмерки тоже есть прямой участок веревки (со стороны коренного конца до первого ее перегиба). Т. е. к длине участка веревки между узлами можно прибавить еще и длину самих восьмерок. Получается, что различие между усами с Баррелами и восьмерками только в том, что петли восьмерок работают как сдвоенная веревка, а петли Баррелов - как одинарная. Поэтому при оценке энергоёмкости усов с восьмерками можно считать, что они короче чем усы с Баррелами на длину одной петли восьмерки. Судя по Отчету Баррел выигрывает у восьмерки ~8% энергоёмкости. Это соответствует ~5 см длины петли. При этом в Отчете ни слова не сказано о том, какую длину имели петли на восьмерках и проводниках, и можно сомневаться, что они были завязаны так, что в петли можно только пруток карабина вставить. А если вязать восьмерку не напрягаясь, то получить петлю в 5 см (после затягивания) проще простого.

3. Пропущенный замер в испытаниях узла Баррел в Отчете, скорее всего связан не с перегрузкой испытательной машины, а со слишком коротким действием нагрузки. Т. е. машину не зашкалило, а она не успела записать результат. Почему бы в этом случае было не провести еще один бросок Баррела мне непонятно. Вообще интересно, почему имея такое оборудование, испытатели ограничились всего тремя испытаниями каждого узла - этого совершенно недостаточно для нормальной статистики.

4. А узелки интересные. Удобно держать карабин именно за них. Но я считаю, что их стоит использовать только на карабине короткого уса, или других, которые часто надо пристегивать и отстегивать. А вот, например, жумарный ус не требует такого узла.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 04, 2013 11:13 am
KBS
Со всем согласен, кроме выводов первого пункта.
Мне кажется, что при возрастающей доле узлов в общей энергоемкости можно представить себе такой ус, в котором энергоемкость восьмерок перекроет веревочку удавок.
Но нет смысла настаивать, так как это проверяется только экспериментально.

А вообще - все это еще один наглядный парад превалирования ленивого удобства над здравым смыслом безопасности.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 04, 2013 12:16 pm
VGR
KBS писал(а):это проверяется только экспериментально
- Проверяли французы в 2006 году - http://www.caves.org/section/vertical/n ... sts_v6.pdf

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 04, 2013 12:59 pm
KBS
За источник - спасибо.

Однако в нем не присутствует затронутый нами случай: сравнение усов с 2-мя восьмерками по концам и усов с 2-мя баррелами по концам (в соответствии испытаниям от 2001 года) в диапазоне длин между узлами от некоторой величины до нуля.

Или я недостаточно внимательно пролистал...

На самом деле это неважно, так как усы с 2-мя удавками на концах едва ли актуальны в большинстве практических случаев, если не использовать одинарные усы с дополнительным коннектором снизу.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 04, 2013 2:48 pm
GamoveR
Да, в этом отчете такая конфигурация не тестировалась. Видимо авторы справедливо посчитали, что она не актуальна для практического применения.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 04, 2013 10:00 pm
Asanga
KBS писал(а):А вообще - все это еще один наглядный парад превалирования ленивого удобства над здравым смыслом безопасности.
А разве удобное снаряжение не один из факторов нашей безопастности?

Вот такое рассуждение: баррел удобно фиксирует карабин в петле. Восьмерка никак не фиксирует. Карабин в восьмерке проиходится фиксировать резиновыми колеьцами, стяжками, изолентой. И известно много случаев, когда неправильная фиксация карабина приводила к тому, что карабин выстегивался из петли, но оставался "пристегнутым" к усу резиновым колечком. Техника таких аварий отлично описана здесь: viewtopic.php?f=11&t=680" onclick="window.open(this.href);return false;

И так ли важны эти 5-8 процентов энергоемкости? Как много известно случаев, когда порвалась лонжа? Или случаев, когда лонжа не погасила динамический удар? А ведь многие используют даже лонжу из статической веревки.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 8:40 am
KBS
Тема удобства и безопасности не слишком проста.

С одной стороны, да - впрямую влияет: чем удобнее, тем безопаснее.
Удобно и более безопасно пользоваться светофорами на перекрестках - если едешь на зеленый, то меньше шансов, что тебя протаранят сбоку - они по идее стоят перед красным.

С другой - все в точности до наоборот.
Удобно перейти пустую улицу на красный, чем с идиотским видом стоять перед пустой дорогой, дожидаясь, пока зажжется зеленый.
Но безопаснее ли?

С одной стороны - удобнее, когда комбинезон скроен на манер детской распашонки - рукава крестом. Оно же и безопаснее, так как позволяет поднять руки вверх, не натягивая ткань подмышками - однажды мне пришлось порвать обычный строительный комбез, чтобы поднять руки и выбраться из одной жуткой шклявы, благо комбез был старый и х\б. Так что удобнее в этом случае однозначно и безопаснее.

С другой стороны - удобно вести зажим типа "Гиббс" в кулаке - ой как удобно!!!
А безопаснее ли?


Это как в старом добром фэнтэзийном квесте: чем отличаются темные фейры от светлых? :)

Известный фантаст Лукьяненко в своей серии "Дозоры" предлагает интересную систему определения различия между светлыми и темными: по мотивации поступков:
Если первичным мотивом поступка служит забота о себе родимом - это темный фейр.
Если первичным мотивом является забота о ком-то другом - это светлый фейр.

Если не усложнять витийствами, то вполне рабочая система.

Кто-то тянет, спускает, тащит на себе поломанного товарища, даже погибая сам - как в известном и любимом мной фильме "К-2".
Просто потому, что не может его бросить по внутренней своей сущности не способен.

А с другой стороны, известная фраза из вестерна Клинта Иствуда "Хороший, Плохой, Злой" - "Блондинчик, ты только не умирай!".
Тоже ведь тащит, спасает, чуть не погибая сам, но лишь потому, что Блондинчик знает место, где закопаны денежки...

Как-то так, в общем.


Я выработал для себя похожую систему для того, чтобы не запутаться между двумя охапками сена под названием "Удобство" и "Безопасность" :)

Если первичным мотивом выбора (в данном случае снаряжения) является удобство, а безопасность вторична - это мне не нравится.
Если первичным мотивом выбора является безопасность, а удобство следует за ним и адаптируется под безопасность - это я приветствую.

Говорить о безопасности плохо исследованного снаряжения, каким в данном случае являлась удавка на конце уса - весьма наивно.
Зато удобство очевидно: затянул, и карабин не болтается.

И, на мой взгляд, - соображения удобства превалирующий исходный мотив в появлении таких усов.
Ведь данные о их повышенно энергоемкости появились гораздо позже, чем стал применяться узел.
И падения из-за разрыва стрингов случились куда позднее, чем начали использовать удавки на усах, так что страх перед стрингами не мог быть причиной использования удавок для повышения безопасности.


Но тема эта не проста, и всегда найдутся желающие поумствовать и поиграть определениями.

Например, одним из наиболее абсурдных аргументов спусков без самостраховки тоже являются соображения "удобства, а следовательно - безопасности".
И ведь на полном серьезе доказывают, что спускаться без самостраховки безопаснее!
Так что увы.


А самое не очевидное заключается в том, что удобство может увеличивать безопасность в одном отношении и ОДНОВРЕМЕННО уменьшать ее в другом.
И суммарный итог может быть весьма непредсказуем.


В результате проб и ошибок на этом пути я пришел к выводу, что:
Удобство - далеко не всегда повышает безопасность в большей степени, чем одновременно ее снижает, а потому - не является ее синонимом.

И это, понятно, только мое личное частное мнение.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 10:21 am
GamoveR
Вот такое рассуждение: баррел удобно фиксирует карабин в петле. Восьмерка никак не фиксирует. Карабин в восьмерке проиходится фиксировать резиновыми колеьцами, стяжками, изолентой. И известно много случаев, когда неправильная фиксация карабина приводила к тому, что карабин выстегивался из петли, но оставался "пристегнутым" к усу резиновым колечком. Техника таких аварий отлично описана здесь: viewtopic.php?f=11&t=680
А я восьмерку никак не фиксирую. Просто сделал на усах петельки под диаметр карабина и все. Да, при пристегивании уса приходится тратить несколько лишних секунд на то, чтобы правильно развернуть карабин на усе. Потому я и заинтересовался узлами которые могут фиксировать карабин, но при этом не менее безопасны, по сравнению с восьмеркой. Барелл не подходит, но другие узлы, отмеченные в работе обладают нужными свойствами, не так ли? Буду пробовать.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 5:23 pm
Asanga
KBS писал(а):И падения из-за разрыва стрингов случились куда позднее, чем начали использовать удавки на усах, так что страх перед стрингами не мог быть причиной использования удавок для повышения безопасности


В Alpine Caving Techniques 2000 года описан случай аварии по этой причине. Следовательно по крайней мере один такой случай произошел до 2000 года.
Как мне кажется (мое личное представление, могу и ошибатся), информация об опастности любых бандажей (не только стрингов) фиксирующих карабины на восьмерках и проводниках широко проникла в массы украинских и росийских кейверов после семинара по спасработам в 2004 году в Крыму, который проводили французы, Бернар Турте в том числе.

GamoveR писал(а):А я восьмерку никак не фиксирую. Просто сделал на усах петельки под диаметр карабина и все.


Известен безопастный способ фиксации карабина в восьмерке. Но тогда петлю надо делать длиннее карабина, и потом плотно замотать резиновым жгутом от карабина до тела узла. Тогда карабин в принципе не может выщелкнутся из петли и прощелкнутся в стринг - не хватает длинны.

KBS писал(а):Но тема эта не проста, и всегда найдутся желающие поумствовать и поиграть определениями.


Досадно! А то как раз хотел разобратся в определениях, так как похоже тетрминологическая путаница присутствует. :D

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 6:34 pm
KBS
В Alpine Caving Techniques 2000 года описан случай аварии по этой причине.
Я прошу прощения, но напрочь забыл, где это описано.
Подскажите, плз.
Никакой иронии!

Это бы прояснило некоторые странички истории о "стрингах".
Они ведь опасны ТОЛЬКО на кольцевых слингах или на идиотской длины петельках узлов.
Не сами по себе, а лишь при неправильном использовании.
-----

Мне кажется - это ошибка: делать петлю длиннее карабина.
Это очень опасно - делать такую петлю.
У вас опечатка?
------

Чтобы зафиксировать положение карабина вовсе не обязательно заматывать петельку до узла.
Последние годы я пользовался колечками от велокамер и до сих пор иногда пользуюсь.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 6:47 pm
KBS
информация об опастности любых бандажей (не только стрингов) фиксирующих карабины на восьмерках и проводниках широко проникла в массы украинских и росийских кейверов после семинара по спасработам в 2004 году в Крыму, который проводили французы, Бернар Турте в том числе.
А в каком месяце состоялся это семинар?
Вы год не путаете?

Но в любом случае - это ведь смешно!
Говорить об опасности ЛЮБЫХ бандажей на петлях концевых узлов - это даже не знаю, как назвать, кроме как некомпетентностью мсье...
Извините за резкость.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 8:07 pm
Asanga
Случай описан в самом низу страницы 42, как в оригинале, так и Вашем переводе.

Семинар был в 2004 году, скорее всего в мае. По крайней мере так написано здесь http://www.speleoukraine.org/forum/view ... f=13&t=137

А в чем опастность длинной петли, если она полностью и плотно замотана? Главное что бы она была замотана полностью, что бы карабину некуда было пролезть. Хотя сам таким способом не пользуюсь.
KBS писал(а):Но в любом случае - это ведь смешно!
Говорить об опасности ЛЮБЫХ бандажей на петлях концевых узлов - это даже не знаю, как назвать, кроме как некомпетентностью мсье...
Извините за резкость.
Я не могу точно утверждать, что это пошло именно от французских спасателей, и именно в таком виде. Но слышал это от людей, бывших на том самом первом семинаре и именно после него. Вполне возможно, что сработал испорченный телефон, проблемы перевода плюс мифотворчество масс. :D
Яркий пример такого мифотворчества и непонимания - утверждение что восьмерка требует контрольный узел. Некоторые утверждают, что даже два. И ссылаются на французов. И таки да, вяжут французы конторольки. Только это код узлов, маркирующий рапель, тяговую и страховочную веревки при спасах. Но миф уже гуляет по родным просторам.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 8:11 pm
Asanga
Прочитал внимательно 42 стр. ACT. А ведь там не указано, какие были усы. Вполне возможно, что не веревочные, а спеледжика. Зря наверно наехал на восьмерки. :oops:

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Пт апр 05, 2013 8:17 pm
tror
Думаю, резинки на целой спеледжике опасности тоже не представляют. Она же зашитая. Вот если бы открытое кольцо было, то другое дело.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Сб апр 06, 2013 6:17 am
KBS
Да, спасибо за страницу 52 - этот случай я упустил в обзоре.
Хотя, полагаю, он не был широко известен именно по причине благополучного исхода.

Но вообще-то вопросы "резинок" рассматриваются в другой работе "Две аварии в одном ключе"
https://soumgan.com/forum/viewtopic.php?f=11&t=680

Безусловно, обе Темы взаимосвязаны, так как удавки призваны выполнить функции "стрингов"
-----

По поводу слухов и мифотворчества - это, к сожалению, печально распространенное явление.
Есть смысл даже собрать отдельную коллекцию заблуждений типа "Слышал звон, но не знаю, где он!" :)

Интересная может получиться подборка.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Ср апр 10, 2013 8:57 pm
VGR
Спасибо за статью, позволю несколько комментариев.

"Кое-что о названиях"
- С какого перепуга в IRATА этот узел окрестили "баррелом" - действительно непонятно, видимо из-за пролетарской малограмотности :( . В англоязычной литературе этот узел известен и ранее. Самым полным в мире справочником по узлам, своего рода - "Библией узлов", считается упомянутая в работе книга Эшли - "The Ashley Book Of Knots". В этой "библии" наш герой воспет в псалме №409 под именем "браконьерского узла":

"409. The POACHER'S KNOT is a noose used in snaring various game. A little stockade is built across a spot where woodcock or partridge are accustomed to pass.
Usually it is disguised with a few leafed twigs. There are frequent arched openings, and in each of these is suspended a horsehair noose, lightly caught on the bark at the sides.
Birds of this sort will walk along until they find an opening and will not fly unless startled".

Браконьеры, вроде не жалуются, что дичь выскальзывает при знакопеременных нагрузках :-)

"О грэйпвайне"
Узел для связывания двух веревок с прочностью 200% (или поскромнее - "более 100%")!!!
Как-то подобные формулировки настораживают :shock:


Испытания «Lyon Equipment Ltd»-2001
"Узлы предварительно затягивались на испытательной установке силой 2 kN (примерно 20 кГ)".

- 2 кН - это несколько побольше, чем 20 кГ. Примерно раз в 10 побольше. Дальше эта досадная описка повторяется...
"Сила затягивания 20 кГ" получила "путевку в жизнь" и уже пошла гулять по умам самостоятельно.

Примечание к результатам статических испытаний:
- В этом виде испытаний выявляется прочность узлов, но никак не их энергоемкость.
Кстати. рискну предположить почему испытывали ус с двумя "баррелами" на концах: чтобы за один цикл испытаний протестировать сразу два образца. В динамических испытаниях при этом получаются нерелевантные цифры нагрузок, но поведение сразу двух узлов при одном рывке можно проследить.

"Кто-нибудь может привести случай, когда человек разбился из-за развязавшейся на усе «восьмерки»?"
- На усе не знаю, а на страховочной веревке, ввязываемой в беседку, случаи развязывания и восьмерки, и двойного булиня известны. Перелом позвоночника - у Линн Хилл, перелом ноги - у Джона Лонга. И Линн, и Джон - легенды американского скалолазания с огромным опытом и за свою карьеру привязывались к страховочной веревке тысячи раз, пока не допустили небрежность при завязывании узла. Это - только самые известные случаи, где пострадали очень известные и опытные люди. (К вопросу о целесообразности неусыпного контроля и взаимной партнерской проверки :-).

Узлы с дополнительными витками.
Вообще-то в IRATA версия узла с дополнительным витком применяется. Обратите внимание: на рис 32 в обсуждаемой работе (комплект усов) ус самостраховки - не "Баррел" в чистом виде! На этом усе "эшафотный узел" с дополнительным витком. Но о преимуществах этой версии узла ничего не говорится. В последней редакции IRATA "International code of practice for industrial rope access" от марта 2013 года дословно сказано: "Both versions are acceptable".

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Ср апр 10, 2013 9:26 pm
KBS
Действительно досадная опечатка - исправлю в ближайшее же время.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 11, 2013 10:35 am
GamoveR
Еще по поводу опечаток.
Стр. 13 в самом низу написано
(См. выше стр. ???)
Скорее всего вместо ??? должно быть 9, хотя я могу ошибаться.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 11, 2013 12:27 pm
Asanga
Может быть я не внимательно прочел саму статью, но из приведенных свидетельств людей, которые имели проблеммы с баррелом, да и из способа вязки предложенного КБС я вынес такое впечатление, что узел был просто неправильно завязан, а именно не затянут должным образом.

Концевые узлы усов необходимо затянуть с усилием равным как минимум весу человека. Если это восьмерка или проводник, то все просто - вяжем узел с петлей нужного размера, вставляем в нее карабин, вешаем на крюк, далее пристегиваем зажим с педалью попеременно к грузовому концу и к кончику и затягиваем узел своим весом. Ну или любым другим способом, лиш бы затянуть правильно узел.

Но в случае с баррелом этот способ не проходит! Нам нужно затянуть своим весом не саму удавку, а "бочонок" узла!
Я делаю это так. Вяжу баррел с большой петлей. На крюк за нижнее отверстие вешаю зажим. В него встегиваю веревку уса со стороны петли как можно ближе к самому "бочонку". К хвостику ниже "бочонка" встегиваю другой зажим с педалью и нагружая своим весом, затягиваю сам "бочонок". Снимаю зажимы. Вставляю карабин в петлю и медленно и акуратно ее затягиваю от руки. Вешаю ус на крюк и затягиваю удавку своим весом. Вяжу баррел с другой стороны уса, процедура аналогичная, только вместо карабина вставляю рапид. Ус готов!

Раньше вязал мокрой веревкой, но кажется в с лучае с 9 мм веревкой это перебор. За четыре года использования (сменил две лонжи) не разу не замечал какких либо подвижек в узле.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт апр 11, 2013 1:11 pm
KBS
Все верно - страница 9.

Исправил все опечатки, перезалил.

Мои извинения.

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Вт авг 13, 2013 2:04 pm
tror
Изображение

Вариант узла для усов. Найдено тут http://fr.wikipedia.org/wiki/Longe" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: Не только Баррел - Скользящие узлы страховочных усов

Добавлено: Чт авг 15, 2013 5:57 am
KBS
Спасибо за добавочку!

Заделка концов "баррела" хороша, а вот стремя на беседочном рапиде - это удобно только если на нем больше ничего нет.
Типа на Виа-феррата...