Каньонинг: оказание помощи зависшему на веревке - соло

Ответить
Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Каньонинг: оказание помощи зависшему на веревке - соло

Сообщение KBS » Ср июл 08, 2009 5:36 pm

Техника каньонинга отличается от SRT в кейвинге тем, что практически всегда на отвесе может быть использована вторая веревка.
Несмотря на то, что сам спуск может выполняться по одинарной веревке, вторая веревка существует по определению, так как она нужна для завершающего сдергивания навески после прохождения последнего участника.
Это дает спасателю возможность использовать отдельную от пострадавшего веревку, а значит, быстро подойти к нему как снизу, так и сверху, а кроме того более значительную широту маневра при дальнейших действиях.

Вторым отличием является преимущественное возникновение аварийных ситуаций при спуске по веревке, так как подъем по веревке в каньонинге редкая экзотика, вызванная только аварийной ситуаций при застревании сдергиваемой навески. Это значит, что подавляющее большинство зависаний будет в положении спуска по веревке на ФСУ, а не в положении подъема на зажимах.

Число вариантов зависания при спуске конечно и не велико.

1. Зависание на самостраховке (зажим или прусик)
2. Зависание на автоблоканте (очень редко, так как редко используются)
3. Зависание на случайном узле, оказавшемся на рапели (бывает, но крайне не часто).
4. Зависание на попавшем в ФСУ постороннем предмете (одежда, волосы, шнурки, рукавицы и т.п.)

Если кто знает еще варианты зависаний, подскажите.

Все эти варианты зависаний являются следствием потери контроля над спуском. Я не касаюсь конкретных причин этого, так как они могут быть различными: от недостаточной квалификации до полученной травмы.

И даже если застрявший на веревке поначалу пребывает в прекрасной физической форме, мы должны поспешить с оказанием помощи, так как с учетом качества используемых подвесных систем времени зависшему отпущено не слишком много. А если в наличии травма, то и подавно.

Несмотря на название темы, основные описываемые технические элементы применимы как в SRT, с поправкой на отсутствие второй веревки, так и в других вертикальных техниках.
Последний раз редактировалось KBS Ср июл 08, 2009 6:45 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Ср июл 08, 2009 5:54 pm

Поднимать или спускать?

Спустить человека всегда много быстрее и легче, чем вытащить даже несколько метров по отвесу, где самое неприятное - это переход с пострадавшим через перегиб-край отвеса на горизонталь, что в одиночку тем более сложно.

Поэтому, если нет каких-либо обстоятельств, делающих спуск пострадавшего ко дну отвеса не желательным, обычно выбираем спуск.

Существует 3 принципиально различные схемы спуска пострадавшего ко дну отвеса, где его угораздило зависнуть.

1. От точки навески наращиванием веревки, на которой произошло зависание.

2. С подходом спасателя к пострадавшему и последующим раздельным спуском вниз сначала пострадавшего, а затем спасателя.

3. С подходом спасателя к пострадавшему и последующим совместным их спуском ко дну отвеса на общем ФСУ.

Понятно, что речь идет о тех случаях, когда необходима именно транспортировка, а не удается просто показать зависшему, что надо сделать, чтобы выйти из неприятного положения, или оказать ему небольшую помощь, после чего он может продолжать самостоятельное движение.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Ср июл 08, 2009 6:39 pm

1. Спуск пострадавшего из положения зависания его на самостраховке в ходе спуска.
================================================================

Исходное положение: П (пострадавший) в висе на самостраховке (на пуани), ФСУ встегнуто в рапель.

(Пояснение. Поскольку в первую очередь мы ориентируемся на безопасность своей группы, а мы работаем с самостраховками, то и начинать будем со случая зависания на самостраховке, а также с предположения, что пострадавший использовал обычное для нас снаряжение).


1.1 Раздельный спуск
====================
Если отвес чистый и не представляется труда спустить П вниз с помощью веревки - не предвидится застревания, то выполняется раздельная транспортировка П.

(Пояснение: Причина такого выбора - степень суммарного риска меньше, так как при спуске П спасатель остается на месте, что не может привести к совместному их падению.
Поскольку я ставлю фактор безопасности на первое место перед всеми остальными соображениями, то этим и диктуется логика выбора).

Последовательность действий.

1. Подойти к П по второй веревке - на зажимах снизу или на ФСУ сверху.
В случае подхода на ФСУ возможно придется перейти в положение подъема для получения маневренности по высоте.

2. Пристегнуть П к себе с помощью трансрепа.
Это исключит падение П в случае ошибки спасателя.

Внимание!
Трансреп должен быть пристегнут к обвязкам С (спасателя) за нижнюю часть замкового МР дельта (за муфту). Если пристегнуть трансреп к верхней части дельты рядом с остальным спуско-подъемным снаряжением, это приведет к выворачиванию дельты спасателя под нагрузкой.
К обвязкам П трансреп пристегивать за верхнюю часть дельты или за грузовое кольцо беседки.
Карабины трансрепа должны быть с муфтами!

О конструкции трансрепа читайте в теме "Записная книжка спасателя Соло" - viewtopic.php?t=286

Если трансрепа по какой-то причине нет, можно использовать для подстраховки страховочные усы пострадавшего, пристегнув карабин снизу к муфте своего беседочного МР.
И только самое последнее и нежелательное средство - использовать для этой цели свои усы!


3. Выстегнуть из рапели ФСУ П.
ФСУ может быть зафиксировано или нет, при зависании на самостраховке это не имеет значения.

Иное дело, если зависание произошло вследствие попадания одежды или волос в ФСУ пострадавшего в ФСУ.
Тогда вес зависшего будет приходиться на ФСУ, а самостраховка останется не нагруженной.

Если П завис на своем ФСУ, необходимо выполнить предварительные операции, чтобы освободить его. Например, аккуратно - чтобы не повредить веревку и самого П, отрезать ножом пряди волос или части одежды.


4. Снять ФСУ с обвязок П и закрепить его на пуани П (на котором и произошло зависание).

(Примечания:
Если по каким-то причинам П страховался зажимом другого типа, использование его в качестве временно точки опоры на рапели не представляет особой разницы.
Следует иметь ввиду, что зажимы "Шант" являются опасными при использовании их в качестве точки подвески, так как могут проскользнуть при изменении точки приложения нагрузки и плохо держат на натянутой веревке!

Если П завис на пруссике, придется создавать точку подвески ФСУ с помощью дополнительного зажима или пруссика, которые надо иметь с собой или снять с П. Вот тут и пригодится наш "бэйсик"!)


5. Выбрать рапель, на которой завис П, завязать на конце компактный узел "восьмерка", пристегнуть узел к дельте П с помощью карабина рядом с карабином трансрепа.
При этом карабин трансрепа должен остаться снаружи по дельте, потом его легче будет отстегнуть, когда вес перейдет на этот узел.


6. Веревку над узлом встегнуть в закрепленное на пуани ФСУ П, подтянуть вверх в натяг и зафиксировать.
Обязательно нужно подтянуть в натяг, чтобы не дать П ни сантиметра лишнего падения при освобождении от самостраховки!


7. Срезать ножом самостраховочный ус под пуани, на котором висел П.

Внимание!
Это самая ответственная часть операции - нож на вертикалях весьма опасный инструмент, так как натянутые веревки перерезаются удивительно легко.
Как говорил герой известного боевика "Чик! И ты уже на небесах..."

Вставить нож между зафиксированной в приготовленном ФСУ веревкой для спуска П и самостраховочным усом режущей кромкой вниз.
Свободной рукой отвести или собрать вместе все веревки, не подлежащие обрезанию.
Развернуть нож режущей кромкой в сторону обрезаемого уса.
Резать в сторону от всех остальных веревок и от себя!

О том, как действовать ножом, читайте в теме "Записная книжка спасателя Соло" - viewtopic.php?t=286

Когда ус П будет перерезан, вес П перейдет на веревку, зафиксированную в подвешенном на пуани ФСУ.
Если подвеска была сделана в натяг, то перенос веса не приведет к ощутимому рывку.


8. Проверить фиксацию ФСУ, на котором теперь висит П, и отстегнуть трансреп от его беседки.

Внимание!
Если забыть это сделать, то вес П перейдет на дельту спасателя. А так как С во время этих операций находится в положении подъема, то вес П перейдет на кролль С.
И чтобы снять его оттуда придется вторично воспользоваться ножом или прибегнуть к дополнительным техническим операциям (необходимо умение и снаряжение для маневрирования способом "Ларокко" - читайте тему "Подъем и маневрирование способом "LaRocco" - viewtopic.php?t=291).


9. Двумя руками расфиксировать веревку в ФСУ на пуани и спустить П до конца отвеса.

Внимание!
Перед тем убедитесь, что П по ходу спуска не попадет в постепенно поднимающуюся петлю рапели, на которой вы его спускаете!
При спуске обе руки должны быть постоянно на рапели - не перехватывая, что является довольно распространенной ошибкой! Руки спускающего работают как бы "приставными шагами" попеременно сдвигаясь вдоль веревки, пальцы постоянно в кольце.
Помните, что случайно упустив рапель, вы уроните П!


10. После этого снять с навески все свободное снаряжение, распутать веревки и спуститься вслед за П.
Борисыч

Ответить

Вернуться в «Соло-транспортировка - Азиатская школа SRT»