3. "Используйте усы по назначению!"
Спасатель Соло почти всегда вынужден пристегивать пострадавшего к себе - временно (на период каких-то действий) или до конца транспортировки. Делается это в следующих основных случаях:
1) На время вывода пострадавшего из зависания на любом его снаряжении (ФСУ, зажимы)
и переноса его веса на подготовленную систему для спуска или подъема. Причина понятна - в случае возможной ошибки мы не должны уронить пострадавшего.
2) Для транспортировки "на себе" вверх или вниз на спуско-подъемном снаряжении спасателя (то есть при способе подвески пострадавшего на манер транспортировочного мешка.
3.1. Чем пристегнуть пострадавшего к себе?
Ни в коем случае не используйте для этого СВОИ страховочные усы!
Это весьма распространенная ошибка неопытных спасателей, еще не представляющих себе, чем обернется ситуация, если пострадавший действительно повиснет на одном из его усов. А ситуация будет нехорошая.
1) Скорее всего мы не сможем освободиться от веса пострадавшего без "хирургического вмешательства".
Наши страховочные усы чаще всего пристегнуты непосредственно к беседочному МР, а потому снять их с себя мы можем разве что с помощью ножа. Отцепить их от пострадавшего в такой ситуации тоже очень непросто!
2) Беседочный мэйлон рапид получит неправильную нагрузку.
Усы крепятся к верхней части беседочного МР. Что происходит при нагрузке их по направлению вниз да еще весом под 100 кг? Правильно - беседочный МР вознамерится вывернуться наизнанку, даже в том случае, когда усы съедут к самому его краю у беседочной грузовой петли (если с этой стороны не окажется пристегнутым еще какого-нибудь снаряжения). Какой бы ни был малый момент, он будет направлен на разворот МР на 180 градусов - верхушкой вниз, как только мы захотим хоть чуток приподнять груз (пока просто висим - это не будет ощущаться).
В самом легком случае это приведет к боковому перекосу беседочного МР вместе с беседкой.
При попытке дернуться вверх это может создавать достаточно значительный люфт в системе, чтобы все наши усилия попросту пошли насмарку.
3) Как только пострадавший повиснет на одном из усов, мы не сможем полноценно использовать и второй!
Усы у большинства из нас спаренные, то есть связаны между собой срединным узлом или амортизирующим устройством. Нагрузка на любой из них через эту срединную точку передается на второй, ограничивая его маневр. Пока усы работают по отдельности (например, на вертикальной трассе SRT), по очереди, эта их взаимосвязь неощутима. Но стоит нам выйти, к примеру, на крючьевой траверс - о! Тут в размахе усов сразу чувствуются ограничения.
Вполне вероятна ситуация, когда при нагрузке пострадавшим короткого уса, он автоматически нагрузит длинный, через него - страховочный зажим, и мы вместе снова зависнем - теперь уже на самостраховке спасателя.
Если кто-то хочет на практике исследовать эту ситуацию, он, наверное, обнаружит и еще кое-какие моменты, не способствующие гладкому течению спасательных работ.
Хотя может, конечно, и повезти ненароком - если, например, нам предстоит только спуск на уже правильно подготовленном спускере.
Интересно, что французский учебник "Alpine Caving Techniques" by Georges Marbach and Bernard Tourte, 2002 ничтоже сумнящеся рекомендует спасателю именно подстраховку пострадавшего одним из своих усов! (например, стр. 280).
Аналогичные рекомендации можно найти в книге "Vertical" by Alan Warild, 2007 (читайте на русском
https://soumgan.com/srt/descriptions/Vertical.htm),
например, на стр. 162).
Еще одна необъяснимая для меня особенность Французской школы...
При этом нигде не сказано, что делать, если ус таки будет нагружен весом пострадавшего.
Или я просто не нашел? Подскажите, плз, если кто обнаружил такие рекомендации, где они?
Для пристегивания пострадавшего "к себе" существуют удобные и безопасные варианты
1) Трансреп - он для того и создан, чтобы транспортировать на себе грузы, в том числе и такие значительные. Его длина обеспечивает нам хорошую свободу маневра около пострадавшего во время вывода его из зависания и подготовки к транспортировке
2) Усы пострадавшего - иногда даже лучше, так как они все равно намертво пристегнуты к его беседке и ни на что другое, кроме подвешивания пострадавшего к чему бы то ни было едва ли сгодятся.
3) Оказавшийся под рукой слинг из шнура или ленты,
достаточного качества и длины.
Ни в коем случае не надо использовать для подстраховки пострадавшего случайные ремки неизвестного качества!
Конечно, не часто бывает, чтобы нужная вещь оказалась под рукой в нужный момент.
Лучше всего на это не рассчитывать, а просто располагать нормальным комплектом личного снаряжения, о котором мы говорили в теме
"Общая классификация спасательных работ" (
https://soumgan.com/forum/viewtopic.php?t=281)
3.2 Куда пристегивать пострадавшего к себе?
А. Я пристегиваю любой груз
к нижней части беседочного МР (там, где муфта). В том числе и пострадавшего. Это позволяет точно приложить его вес к моему снаряжению - ФСУ, кроллю или усам (без попыток вывернуть мэйлон рапид).
Б. Alan Warild в своей книге "Вертикаль" (
https://soumgan.com/srt/descriptions/Vertical.htm) рекомендует цеплять транспортные мешки
к грузовому металлическому кольцу беседки, чтобы трансреп меньше травмировал причинное место.
Однако, у него ничего не сказано о возможности такой пристежки пострадавшего для транспортировки.
Вообще об этом ничего не сказано, хотя сам способ подъема описан (названный как "Итальянский" или "Мао" стр.119)
------------------
3.3. Как пристегивать пострадавшего к себе
От того, как мы пристегнем пострадавшего к себе, зависит как мы сможем потом его отстегнуть. И нужно сделать все возможное, чтобы это сделать было легко и вообще возможно.
Здесь нужно обратить внимание на пристегивание обоих концов трансрепа - как к себе, так и к пострадавшему. В каждом есть свои небольшие тонкости.
А. Крепление трансрепа к себе
Как бы мы ни пристегивали карабин к своей "дельте" или "демиронду", достигнуть желаемой легкости трудно. То же касется и использования для этого металлических несущих колец беседки.
Но добиться максимально возможной легкости мы можем. И просто обязаны, если речь заходит о спасработах. С мешками все много проще - как в плане веса, так и ответственности.
У каждого, наверно, есть свой вариант, а
я делаю это так.
Берем карабин и пристегиваем к нижней части своего беседочного мэйлон рапида (где муфта) крюком вниз и наружу (красная стрелка на фото ниже). Теперь на крюк карабина легко надеть и снять верхний конец трансрепа - это можно сделать одной рукой с минимальной амплитудой движения..
Карабин второго конца трансрепа обычно пристегивается к верхнему карабину - это очень легко сделать, в результате чего трансреп складывается вдвое и получает длину, удобную для транспортировки груза на спуске, а также не мешает при передвижениях как по отвесу так и между ними. А также легко отстегнуть.
(Зеленая стрелка указывает на чуть увеличенную петельку верхнего узла трансрепа, куда при необходимости можно встегнуть второй дополнительный карабин, помогающий при некоторых маневрах)
Б. Крепление трансрепа к пострадавшему
1) Перед тем, как прищелкнуть нижний карабин трансрепа к подвесной системе пострадавшего, мы должны умозрительно представить, как произойдет зависание на нем при неудачном развитии событий.
Точка пристегивания не должна привести к перекосу беседки пострадавшего, неправильному приложению нагрузки к его телу, выворачиванию грузовых колец и прочим ненормальностям.
Пристегивание пострадавшего к грузовому кольцу его беседки вроде бы удобно, так как не мешает на его беседочном рапиде, но при такой пристежке приведет к выворачиванию кольца, если пострадавший все же повиснет на трансрепе спасателя (красные стрелки). А через него - и неправильной нагрузке на МР беседки
Поэтому
трансреп всегда крепится только к предназначенным для рабочих нагрузок местам подвесной системы пострадавшего - к беседочному МР (верхняя часть) или главному грузовому кольцу беседки пострадавшего (крепление за шкворник, со спины, как в промальповских системах, не рассматриваю - глупое это дело в пещере или горах).
Пристегивание карабина трансрепа должно быть сверху к МР беседки пострадавшего, если мы готовимся удерживать его вес.
2) Место пристегивания должно быть таким, чтобы карабин трансрепа не зажало между другими элементами снаряжения при переносе веса пострадавшего на подвеску спуско-подъемной системы.
Если трансреп встегнут только для подстраховки, то его придется потом выстегивать, и это должно оказаться возможным.
Приложение веса к пострадавшего к спусковой веревке (красная стрелка) не должно зажать карабин трансрепа между карабином подвески на эту веревку, усами пострадавшего и его кроллем слева.
А зажимает хорошо - иногда и не вырвешь!
Если у пострадавшего "дельта" удобнее использовать ее длинную сторону, чем короткую, меньше давит пристегнутое снаряжение между собой. Если "демиронд" - все равно.