Перечень исходных ситуаций

Ответить
Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Перечень исходных ситуаций

Сообщение KBS » Вс июл 27, 2008 5:59 pm

ТЕМА В ПРОЦЕССЕ РЕДАКТИРОВАНИЯ

Число веревок на отвесе вместе с положением зависания пострадавшего на них определяет исходную ситуацию и комплекс действий, необходимых спасателю для ее разрешения.

Очевидно, что каждый из перечисленных в теме "Общая классификация спасательных работ"
(viewtopic.php?t=281) принципиальных вариантов может иметь внутри себя различия по самым разным составляющим. При этом возможные сочетания дают нам не бесконечный, но довольно большой набор того, с чем можно столкнуться, оказавшись перед необходимостью оказать помощь кому-то зависшему на отвесе.

Давайте попробуем разобраться хотя бы в основных комбинациях. И начнем со спуска, так как при спуске происходит подавляющее число всех неприятностей на вертикалях.
Главное, что надо вычленить сразу - к чему (какой цепочке снаряжения) приложен вес зависшего

1. Варианты зависаний при спуске (1 веревка)

1.1 На самостраховке
При этом возможны следующие виды страховочных приспособлений

А. На зажиме одной из конструкций, присоединенном к обвязкам страховочным усом. При этом конструкция влияет на выбор варианта дальнейших действий.
Б. На схватывающем узле, расположенном выше ФСУ (чего греха таить, в горах и даже пещерах еще довольно часто можно встретить народ с верхними прусиками).
В. На нижнем схватывающем.

При всех вариантах нагружена рапель выше зажима, зажим, ус, присоединяющий его к обвязкам. ФСУ чаще всего нагрузки не несет.
Исключением является самостраховка нижним схватывающим, когда веревка в ФСУ и само устройство нагружены (спасибо Виталию за подсказку)

1.2. На автоблоканте.

Нагружено ФСУ и рапель над ним.

1.3. На любом типе спускового устройства, в которое попадают волосы, одежда или какие-либо неряшливые ремки.

Аналогично. Если даже спуск был с самостраховкой, самострах чаще всего не успевает натянуться - спускер зажевывает и тормозится раньше.

1.4. На любом типе спускового устройства, въехавшем в узел или спутку, с которыми спускающийся по каким-то причинам справиться не в состоянии.

Аналогично. Самострах не нагружен. Сидим на узле и только.

1.5. В кореме у промежуточного закрепления при Альпийской технике навески - в результате неуправляемого спуска или другим причинам.

В этом положении можно оказаться:
А. На нагруженном ФСУ,
Б. На дополнительном тормозном карабине (в случае отказа боббины),
В. На усе, если пострадавший упустил ФСУ, когда вместо нормальной страховки зажимом, страховался усом с карабином в корем.

Во всех случаях рапель нагружена как выше ФСУ, так и от него к ПЗ.

1.6. На отклоняющей оттяжке, которые применяются как в АСТ, так и IRT

Здесь возможны несколько вариантов:
А. ФСУ сидит в "кореме", образовавшемся у карабина оттяжки, при этом рапель нагружена и выше ФСУ, и ниже, так как такая ситуация возможна только если ниже есть ПЗ. Оттяжка тоже нагружена. Такая ситуевина получается, если проехать мимо оттяжки вниз. Для новичка может оказаться критично.

Б. Зависание на усе, встегнутом в оттяжку для ее перехода.
Этого категорически делать не надо! Но ведь делают... Конечно, когда оттяжки отклонения навешены неграмотно, с большими углами, без учета роста идущих следом и т.п.
И вот кажется такому идущему за этим крутым навесчиком бедолаге, что стоит на минуточку встегнуться в оттяжку, чтобы руки освободить, и все в ажуре. Встегнуться сил хватает, а вот выстегнуться порой уже нет. Или забываем от радости.

В этом варианте ни рапель, ни ФСУ ниже оттяжки толком не нагружены. Основная нагрузка приходится на оттяжку и ус.

Что упущено? Подсказывайте, плз.
Последний раз редактировалось KBS Пн июл 28, 2008 8:49 am, всего редактировалось 2 раза.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Вс июл 27, 2008 7:32 pm

2. Варианты зависаний при спуске (2 веревки)

Существует 3 варианта использования веревок в 2-веревочной технике:

А. Спуск по одной из веревок с самостраховкой за нее же или без самостраховки, вторая веревка при спуске не используется, или используется самостоятельно для спуска другого, а в итоге служит для сдергивания (каньонинг, иногда горы).

В случае необходимости подъем точно также по одной из веревок (в этом случае вторая может работать для удержания поднимающегося противовесом, что бывает при удачном застревании продергиваемой веревки, так что ее еще можно использовать для подъема и исправления ситуации).

Б. Спуск по одной из веревок с самостраховкой за другую (индустриальные работы, иногда каньонинг, иногда горы, старые спелео-техники). То есть отсутствие самостраховки просто исключено.

Подъем выполняется аналогично, причем при грамотной технике - по спусковой веревке, а страховочная оставляется неприкосновенной для износа, неизбежного при передвижениях по веревке.

В. Одновременный спуск по сдвоенной веревке без самостраховки или с самостраховкой одновременно за обе веревки (каньонинг, горы).

Подъем по сдвоенной веревке относительно реален только на схватывающих или на зажимах типа "Petzl Shunt", причем на схватывающих, по-моему, даже проще. Но в реале не знаю случаев применения. Только на тренировках пробовали.

Если прижмет, куда удобнее подняться по одной из веревок, пока товарищ держит вторую (или привязав ее к опоре внизу).

Г. Попеременный спуск по каждой из веревок, в то время как вторая зафиксирована для достижения маятникового движения, охватывающего определенную вертикальную полосу объекта (индустриальные работы только, в том числе иногда специальные спасательные на техногенных объектах)


В зависимости от используемого варианта, можно рассчитывать на ту или иную ситуацию зависания, которую придется решать спасателю на отвесе.
Последний раз редактировалось KBS Вт июл 29, 2008 5:00 pm, всего редактировалось 3 раза.
Борисыч

Vitaly
Сообщения: 51
Зарегистрирован: Пт июл 07, 2006 9:51 am
Откуда: Jerusalem

Re: Перечень исходных ситуаций

Сообщение Vitaly » Пн июл 28, 2008 8:45 am

KBSych писал(а): 1. Варианты зависаний при спуске (1 веревка)

1.1 На самостраховке
При этом возможны следующие виды страховочных приспособлений
........................................................................
[В. На нижнем схватывающем.

При всех вариантах нагружена рапель выше зажима, зажим, ус, присоединяющий его к обвязкам. ФСУ чаще всего нагрузки не несет.
......................................................................
Что упущено? Подсказывайте, плз.
Если пострадавшего держит нижний прусик, то ФСУ тоже нагружено.

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Пн июл 28, 2008 10:09 am

2.1. Спуск по одной из веревок

Как уже было сказано, такой спуск может производиться с самостраховкой и без оной. Принципиально случаи возможных зависаний мало чем отличаются от рассмотренной выше техники SRT в ее северо-американском варианте (IRT), с тем лишь отличием, что подразумевает отсутствие не только промежуточных,но и отклоняющих закреплений. Все остальное аналогично.

Следовательно возможны варианты 1,1, 1.2, 1.3, и 1.4

Наличие свободной от пострадавшего веревки делает оказание ему помощи наиболее легкой из возможных. Однако имеет свою интересную специфику, которую могут не учесть "одноверевочники" и в результате попасть в затруднительное положение.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Пн июл 28, 2008 10:10 am

2.2. Спуск по одной из веревок с самостраховкой за другую

Наиболее массово распространенный вариант при работе на 2 линейных опорах. Поэтому связанные с ним зависания достаточно часто встречаются, чтобы имело смысл уметь с ними справляться.

2.2.1. Зависание на страховочном зажиме
При этом имеет значение, на каком виде ФСУ работал пострадавший.

А. При спуске на простом ФСУ
Нагружена вся страховочная линия от зависшего и выше, а рапель со всегнутым в нее спускером достаточно свободна, чтобы использовать ее для подхода к пострадавшему не только снизу, но и сверху.

Б. При спуске на автоблоканте
Более сложный случай, так как нагружена не только страховочная линия выше пострадавшего, но и вроде бы слабо нагруженную рапель невозможно вытянуть вверх, чтобы использовать для спуска к пострадавшему, так как автоблокант даже после зависания на зажиме делает свое дело (особенно если его не трогать :))

В. При разрушении рапели
Это та самая опасность, которая и определяет безусловное использование страховки за отдельную веревку для индустриальных работ. Причем опасность куда более актуальная, чем в горах и тем более пещерах.

Вне зависимости от используемого ФСУ ситуация переходит в разряд "1 веревка", хотя и с возможностью использовать остатки рапели, которые с большой вероятностью могут остаться в спусковом устройстве зависшего.


2.2.2. Зависание на автоблоканте
Рапель однозначно нагружена выше пострадавшего, а вот в отношении страховочной веревки имеет значение, каким типом зажима за нее страховались.

А. Специальный страховочный "граб" для индустриальных работ, свободно буксируемый без рук в обоих направлениях, отнесенный Евростандартом к Типу А - в том числе "Petzl ASAP" - в большинстве случаев оставит страховочную веревку свободной для подхода к пострадавшему сверху, так как ее можно выбрать через такой зажим вверх - он не схватится.

Б. Позиционируемый зажим, отнесенный Евростандартом к Типу В (тот же "Petzl Shunt" или Petzl Ascenshion") или "граб" Типа А в положении позиционирования, способность к которому имеют некоторые из них.

Такой зажим, оставив страховочную веревку в принципе не нагруженной, тем не менее может не дать ей воспользоваться для спуска к пострадавшему, так не позволит выбрать достаточную длину для заправки в ФСУ спасателя.


2.2.3. Зависание на нижнем схватывающем

Иногда можно встретить использование нижнего схватывающего под простым ФСУ на рапели для придания ему функций автоблоканта.
При этом варианты зависания будут аналогичны зависанию на автоблоканте в пункте 2.2.2.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Вт июл 29, 2008 4:58 pm

2.3. Спуск по сдвоенной веревке

Ситуация зависания принципиально мало отличается от спуска по одинарной веревке, просто используется сдвоенная рапель. Это значит, что при любом раскладе верхняя часть веревок будет нагружена.и подойти к пострадавшему сверху будет проблемно.

При этом остаются вероятными ситуации зависания 1.1, 1.3 и 1,4, так как автоблокантов под сдвоенную веревку вроде бы не создано (подскажите, если что-нибудь такое есть),

Из зажимов реально остается только "Petzl Shunt" - все остальное будут схватывающие.

Главная проблема в том, как навешены сдвоенные веревки. Если навеска стационарная, то есть обе ветви закреплены и не могут быть перетянуты нагрузкой, то все проще. Но если веревка готовилась к сдергиванию, то это создает дополнительную опасность, так неправльное нагружение одной из ветвей может привести к падению спасателя и пострадавшего из-за продергивания веревки через опору наверху.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Вт июл 29, 2008 6:05 pm

3. Варианты зависаний при подъеме (1 веревка)

Если мы рассматриваем систему подъема "Дэд" ("Frog") вариантов очень мало. Всего два. Причем второй скорее гипотетический.

3.1. Зависание на грудном зажиме

Это произойдет в подавляющем большинстве случаев - мы останемся висеть на зажиме, прикрепленном к беседке, а верхний зажим останется не нагруженным.
Имеет значение, какой именно зажим пострадавший использовал вместо грудного и даже скорее не сам зажим, а как он прикреплен к беседке.

А. Зажим непосредственно на беседочном МР
Характерная ситуация для спелео, где воцарилась французская система с кроллем на беседочном МР.
Это значит, что скорее всего придется попыхтеть, так как абсолютно легких способов отстегнуть от рапели нагруженный весом человека кролль не существует. (есть, правда, хитрый французский способ обрезания рапели, но он далеко не всегда применим).

При этом сам кролль для спасателя как бы не существует, так как использовать его мы не можем - нет возможности снять с беседки пострадавшего.

Б. Зажим присоединен к беседке через промежуточный коннектор - карабин, мэйлон рапид.
Ситуация не многим проще, так как снимать придется теми же приемами, что и с кролля. Но зато этот зажим спасатель потом сможет использовать!

Другие системы подъема я рассматривать не буду. Их много, но в реале можно иногда встретить только "Техас" и "Роупуолкинг" ("Ropewalking")- "стопа-колено" по-нашему (Rope walker, кстати, в переводе, - канатоходец. Красиво! :)) .

В способе "Техас" грудной зажим присоединен к беседке с помощью шнура, а потому в том, чтобы снять человека из зависания, нет никаких проблем.

В способе "стопа-колено" тоже есть, что срезать, а потому ситуация представляется проще, чем с грудным зажимом, жестко закрепленным на беседке.

Правда, среди альпинистов по непонятным мне причинам до сих пор распространен еще и "Жумар Систем" - странная система на двух зажимах, каждый на длинном стремени, без ограничителей отбрасывания (!), где минимум один зажим прикреплен шнурком к беседке. Зависание в такой системе произойдет на этом шнурке, который легко обрезается, и проблем со снятием не возникает.

Что упустил?

3.2. Зависание на ведущем зажиме

Принципиально может случиться, например, при аварии во время подъема по вертикальным перилам с зажимом, или в момент перестегивания грудного, или как у меня однажды, когда кролль неожиданно выстегнулся.

Все эти варианты характерны тем, что зажим соединен с беседкой при помощи замечательно мягкого уса, который не менее замечательно поддается ножу. А потому вывести человека из зависания буквально пара пустяков. Также как и в способах "Техас" и "Жумар", кстати.
Последний раз редактировалось KBS Вт июл 29, 2008 7:46 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Вт июл 29, 2008 7:45 pm

4. Варианты зависания при подъеме (2 веревки)

Сразу уточним, что в подавляющем большинстве случаев подъем будет происходить только по одной из пары веревок, так как едва ли кого угораздит вздумать подниматься сразу по двум (хотя принципиально это, конечно, возможно - смотрите хотя бы инструкцию к "Petzl Shunt" :)).

4.1. Подъем без самостраховки за вторую веревку

В этом варианте все зависания сводятся к уже рассмотренным в пунке 3 (Одна веревка)

Но в отличие от них у спасателя имеется вторая веревка, которой можно очень эффективно распорядиться!


4.2. Подъем с самостраховкой за вторую веревку

Здесь варианты чуть богаче только из-за наличия второй веревки с самостраховочным зажимом на ней.

А. Если с рапелью все в порядке, то зависание скорее всего произойдет одним из вариантов, уже описанных в пункте 3. (Одна веревка) - на грудном и, менее вероятно - на ведущем зажиме.

При этом страховочная веревка наверняка останется не нагруженной. Но это не значит, что ее всегда можно будет использовать для легкого спуска к пострадавшему сверху - его самостраховка может не дать выбрать достаточную для присоединения ФСУ слабину. Но шанс есть.

Опять же большим плюсом является возможность использования второй веревки.


Б. Если с рапелью проблемы (самая крупная - обрыв, что в промальпе не такая уж редкость), то зависание произойдет на страховочном веревке, которая выше зажима станет нагруженной.
Рапель тоже едва ли останется в распоряжении спасателя для подхода к пострадавшему сверху (либо порвана, либо на ней стоят ходовые зажимы зависшего).

То есть ситуация снова сводится к одинарной веревке.
Но достаточно вероятно, что вторая веревка так или иначе тоже останется в распоряжении спасателя. А это полезно.


Кажется, все. Если что упустил, подсказывайте.
Последний раз редактировалось KBS Вт июл 29, 2008 8:22 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Вт июл 29, 2008 8:07 pm

4.3. Варианты зависания на страховочной веревке

Нельзя не сказать, что вывод пострадавшего из зависания может значительно зависеть от того, каким способом он крепит к обвязкам страховочный зажим.

А. С помощью страховочного уса
Это наиболее распространенный вариант, и он достаточно легко решается, так как ус легко обрезать, не прибегая к акробатике для приподнимания зависшего, чтобы отцепить от веревки зажим его самостраховки.

Однако некоторые производители в инструкциях решительно возражают против такого использования своих зажимов для самостраховки, в том числе фирма "Petzl". И если пострадавший сторонник строгого соблюдения таких инструкций, то нас ждет другая ситуация.

Б. С помощью металлического коннектора (карабин, МР)
Карабин не срежешь, а крепится он непосредственно к подвесной системе, которую тоже не тронешь.
А потому скорее всего придется предпринимать дополнительные действия для того, чтобы сначала приподнять пострадавшего, сняв его вес с его страховочного зажима, и лишь потом отцепить его от веревки.

Однако, наличие двух веревок предполагает принципиальную возможность пожертвовать одной из них в случае необходимости экстренных действий (смотри тему "Общая классификация спасательных работ" viewtopic.php?t=281)
Последний раз редактировалось KBS Пн окт 12, 2009 3:54 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Аватара пользователя
Zombi
Сообщения: 9
Зарегистрирован: Ср мар 14, 2007 3:23 pm
Откуда: Moscow
Контактная информация:

Сообщение Zombi » Пн окт 12, 2009 11:00 am

KBS писал(а):3. Варианты зависаний при подъеме (1 веревка)

....Это значит, что скорее всего придется попыхтеть, так как абсолютно легких способов отстегнуть от рапели нагруженный весом человека кролль не существует. (есть, правда, хитрый французский способ обрезания рапели, но он далеко не всегда применим).


Б. Зажим присоединен к беседке через промежуточный коннектор - карабин, мэйлон рапид.
Ситуация не многим проще, так как снимать придется теми же приемами, что и с кролля. Но зато этот зажим спасатель потом сможет использовать!
Объясните а какие есть способы "отстегнуть от рапели нагруженный весом человека кролль".
"есть, правда, хитрый французский способ обрезания рапели" что за способ? нельзя ведь отрезать рапель и улететь в колодец... Есть правда вариант сделать дополнительную точку (забить спит и вкрутить ухо), но на это надо время...

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4152
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Пн окт 12, 2009 4:10 pm

Вот в этой теме мы говорим об этих способах:

http://www.soumgan.com/phpBB2/viewtopic.php?p=3665#3665

Правда, подробно их не рассматриваем. Так что перенесите свои вопросы туда, и будем продолжать
Борисыч

Ответить

Вернуться в «Соло-транспортировка - Азиатская школа SRT»