Отказ "Petzl ASAP"

Ответить
Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Отказ "Petzl ASAP"

Сообщение KBS » Пт сен 09, 2011 2:09 pm

Время летит быстро...
Почему-то так и не собрался сделать это сообщение по информации и с разрешения моего старинного товарища по спелео Михаила Алексеева, Иркутск, (ник на "Сумган-форуме" - miklirk2008).

А ведь дело было уже почти 3 года тому назад - 20 ноября 2008 года.

Письмо от Миши пришло такого содержания:

"...Кстати серьезная авария!!! На занятиях, в четверг, по срывам с применением ASAP, последний не сработал!!! Причина, кажется, ясна, но буду проверять на занятиях со следующей группой, которая заедет в понедельник 24.11.2008. Человек улетел и завис на дублирующих страховках!!!
Обошлось без серьезных травм, только разбил лицо об ASAP - ведь он остался напротив лица, коль не сработал...
Хорошо, что я исключил неожиданности и организовал страховки без участия людей!!! Если интересно могу загрузить фото организации занятия!"


Понятно, что было интересно!
Тем более, что буквально накануне я сам получил несколько неприятных моментов, когда мой "ASAP" не желал срабатывать на малой скорости, а развивать большую мне уж очень не хотелось...
Но это другая история.

А пока в ответ на мои вопросы Миша отозвался оперативно:

"...Сегодня будут практические занятия и я сфотаю АСАП в положении, когда он не сработал..."

Вот это фото:

Изображение

Далее привожу фрагменты нашей переписки в режиме "вопрос - ответ".

Вопрос 1:
"Миша, привет!

Фото АСАП смотрел, получается, что ус блокировал кулачок от закрывания.
Это понятно. Непонятно другое:

1) Судя по положению карабина, перед срывом АСАП должен был находиться ниже точки крепления уса к беседке. В такое положение он попадает при подъеме по веревке, когда тянешь его за собой. Если спускаться, то АСАП всегда выше, и карабин будет лежать вниз по корпусу."


Ответ 1:
"Отвечаю последовательно:
1.Это занятия по срывам! Поэтому человек вообще не на веревке, а стоит на краю площадки, опускает АСАП ниже края площадки и пяток и прыгает!
Поэтому АСАП изначально ниже точки крепления!"

-----------

Вопрос 2:
2) На снимке ус блокировал кулачок от полного закрывания - в какой момент это могло произойти?
Если АСАП сначала был в контакте с веревкой, то он на ней стоял - так? Причем стоял, видимо, ниже точки присоединения к беседке - почему?
Потом был срыв, человек полетел мимо АСАП, ус попал в зазор, натянулся и... - что? Отодвинул при натяжении кулачок от веревки?
То есть, АСАП сначала схватился, но потом ус отодвинул кулачок при своем натяжении (если бы АСАП не схватился сначала, то натяжения усы не произошло бы, так?)
.

Ответ 2:
2.Когда человек падает он обгоняет скользящий АСАП и получается
приличная разница в скоростях... Может АСАП м пытался сработать, но не успел и ус отодвинул кулачек!

------

Вопрос 3:
Как выглядела картина падения? Был рывочек перед дальнейшим падением, когда АСАП сорвало усом с места?

Ответ 3:
Рывочка человек не заметил... да ему и не до того было - сам представь его ощущения!
------

Вопрос 4:
После остановки срыва ролик АСАПа был заклинен храповиком или свободно вращался?
По всему получается, что АСАП просто скользил вдоль веревки, а зубчатое колесо его не вращалось при этом, то есть вообще не касалось веревки! Как это могло быть?
Такие офигенные зубья, небольшой зазор - и никакого касания?


Ответ 4:
Ролик вращался, но цеплялся не каждый зуб, поэтому скорость вращения не успела достичь предельной для срабатывания... Я пробовал (рукой) двигать АСАП в положении отодвинутого кулачка - он не срабатывает на гораздо больших скоростях, нежели с нормально прижатым кулачком! Можешь и сам попробовать!
-------

Вопрос 5:
Сколько метров парень летел?

Ответ 5:
Высота площадки 9 м, после срыва его ноги были в 2 м над землей! То есть он "летел" около 7 метров!
Амортизатор на одной страховке выбрался полностью! А на второй, естественно не до конца - такова планируемая схема срабатывания страховок!

-------

Вопрос 6:
И как он разбил лицо об АСАП, если он не затормозился на веревке (должен был прокатиться ниже!)
А если затормозился, то за счет чего? Что вдруг случилось - ехал-ехал АСАП и вдруг в момент срабатывания дополнительных страховок остановился на веревке?


Ответ 6:
АСАП не успевал скользить по веревке, поэтому оказался напротив лица в момент рывка при зависании на дублирующих страховках!
-------

Вопрос 7:
Все это вызывает ощущение неисправности самого храпового механизма - не кажется?

Ответ 7:
Механизм исправен - после этого еще не раз пробовали и руками, и прыгали!!!
-------

Вот такая информация.
Выражаю благодарность и уважение Мише за открытость информации - не у всех бы хватило на это ответственности.

Посмотреть, как происходят учебные срывы, можно на видео на странице Михаила Алексеева в "Моем Мире"

Альбом "Срывы на веревке"
http://video.mail.ru/mail/aleks50_50_50/213
-------

По следам попробовал смоделировать ситуацию блокирования "АСАП" веревкой - получилось!

Изображение
-------

Выводы:

Принципиально возможно блокирование срабатывания "Petzl-ASAP" веревкой, попавшей между кулачком и корпусом.

И это надо помнить.

Почему раньше не сделал это сообщение?
Не знаю.
А сейчас - в связи с темой "Сольное лазание с пуани"
https://soumgan.com/forum/viewtopic.php?t=523
Последний раз редактировалось KBS Пн сен 12, 2011 12:25 pm, всего редактировалось 1 раз.
Борисыч

Копачевский Юрий
Сообщения: 208
Зарегистрирован: Пн май 07, 2007 4:08 pm
Откуда: КС МГУ
Контактная информация:

Сообщение Копачевский Юрий » Пн сен 12, 2011 8:53 am

читайте инструкцию к асапу:
"Не используйте другие амортизаторы или самостраховки."
ус из веревки не попадает в список предлагаемых самострахов

Аватара пользователя
KBS
Site Admin
Сообщения: 4170
Зарегистрирован: Сб июл 01, 2006 1:07 am
Контактная информация:

Сообщение KBS » Пн сен 12, 2011 12:46 pm

Читаем )))

Там еще можно прочитать, что перечень разрешенных веревок, на которых можно использовать АСАП вот он:

- PETZL Parallel 10,5 мм с заделанными концами (нейлон).
- PETZL Axis 11 мм с заделанными концами (нейлон).
- BEAL Antipodes 10,5 мм с заделанными концами (нейлон).
- BEAL Antipodes/Idustrie 11 мм с заделанными концами (нейлон).
- EDELWEISS Rescue 13 мм с заделанными концами (нейлон).

Причем до последнего времени вообще предлагались только три.

Как мы должны понимать - фирма обязана страховать себя от возможных исков со стороны покупателей.

Но это не имеет отношения к реалиям использования изделия.
Борисыч

Аватара пользователя
Сергей Оттович
Сообщения: 155
Зарегистрирован: Чт июл 12, 2007 11:28 pm
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Оттович » Пн сен 12, 2011 3:03 pm

К сказанному Константином хотелось бы добавить, что важен принцип блокирования срабатывания. Это может быть верёвка не от уса, которым прикреплён АСАП. АСАП же для промальпа, а в промальпе работаем на двух, а то и трёх верёвках (в некоторых случаях при большом разносе и на 4-х!). При принципе использования - встегнул и забыл, при нахождении его за спиной, вполне может и другую верёвку туда занести. И не заметишь же, поскольку "встегнул и забыл".

fynjy-pf
Сообщения: 11
Зарегистрирован: Сб фев 06, 2010 9:36 am
Откуда: Питер

Сообщение fynjy-pf » Чт окт 06, 2011 2:51 pm

Всех приветствую!
На всякий случай хочу сюда скопировать два сообщения с ПА форума по поводу ASAPа. Взято отсюда:
http://www.promalp.ru/viewtopic.php?f=1 ... &start=160" onclick="window.open(this.href);return false;

Re: АСАП опять.
CBD » 05 окт 2011, 20:37

Возникла проблема с ASAP - колесико с зубцами крутится неравномерно, в определенном положении проворачивается с бОльшим усилием. Из-за этого ASAP стал часто схватывать при спуске, ибо начинает прыгать по веревке. Кто-нибудь сталкивался с подобной проблемой?
Срок использования устройства: 6 месяцев
Количество рывков: 0
Может ли это быть из-за пыли? Летом гермет делали со вскрытием, куча пыли было.
Использовался без амортизатора, встегнутым напрямую в обявзку.

Re: АСАП опять.
CBD » 05 окт 2011, 22:07

Обнаружил суть проблемы только сегодня - еще не успел позвонить в магазин.
Брал в Альпиндустрии на Первомайке(так для справки)
На всякий случай:
Серийный номер устройства: 10194LI000

Попробовал сейчас по 10мм Коломне покатать его(страхуюсь сейчас на 11мм) - едет рывками, после того как схватится, если потянуть вверх, механизм не разблокируется - колесико не едет, а просто скребет по веревке. На 11 блокировка поддергиванием вверх снимается. Думаю звонить в магазин и писать в Пецл

PS уж чересчур разрекламирован этот АСАП, как самое идеальное страх. устр-во... Но у меня он больше других вызывает опасения. Неужели нужны несчастные случаи для подтверждения опасений?

Tuk
Сообщения: 91
Зарегистрирован: Вс авг 06, 2006 11:36 pm
Откуда: Йехуд. (Харьков)

Сообщение Tuk » Вт окт 11, 2011 10:39 pm

А я, честно говоря, ожидал появления подобного сообщения. Мои инстинкты категорически протестуют против использования сложных устройств и я ими вообще не пользуюсь. АСАПом не интересовался именно по этой причине.
Как известно, чем круче джип, тем дальше ходить за трактором.

Ответить

Вернуться в «Анализ аварий и ЧП»